[<10>] ====== Толкования на Быт. 43:3 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-10 **И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами. Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами. Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат? Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат? Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: приведите брата вашего? Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза** Речь Иуды, отселе выступающего в качестве главного действующего лица (как бы в предвестие будущего признания за ним со стороны отца прав первородства, [[old:gen:49:03|(Быт. 49:3–11)]], дышит тем же самоотвержением, как и речь Рувима [[old:gen:42:37|(Быт. 42:37)]]: оба эти брата Иосифа были непричастны преступным замыслам других братьев на жизнь Иосифа, оба в свое время употребляли усилие спасти его, и потому с чистою совестью могли говорить теперь пред отцом. Но речь Иуды отличается от Рувимовой большею умеренностью порывов чувства, большею рассудительностью и убедительностью, что все, в связи с преимущественным доверием к нему Иакова (сравнительно с отношением его к Рувиму ввиду [[old:gen:35:22|Быт. 35:22]]), склонило старца к признанию необходимости отпустить Вениамина. Последний в речи Иуды назван [[old:gen:43:08|(ст. 8)]] «//отроком//» (евр. naar; Vulg. «puer»), хотя в данное время он имел около 25 лет, и у него было уже несколько сыновей [[old:gen:46:21|(Быт. 46:21)]], — назван таким эпитетом, как самый меньший из братьев. Подобное употребление евр. //naar// встречается и в других библейских местах. Напр., Соломон в молитве к Богу, по воцарении, называет себя //отроком малым// [[old:3ts:03:07|(3 Цар. 3:7)]], между тем он в это время уже имел сына, Ровоама. Впрочем, особенная заботливость Иакова о Вениамине проистекала не из маловозрастности его, а из особой привязанности к этому второму и последнему сыну своему от любимой Рахили (ср. [[old:gen:44:27|Быт. 44:27–28]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]