[<10>] ====== Толкования на Быт. 45:24 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге** Как хорошо он учит, что следует остерегаться ссоры, ибо она может даже любящих друг друга братьев разлучить, и особенно следует избегать несогласия в дороге, где каждый товарищ по путешествию должен быть участником нерушимой дружбы. Что же иное говорит Господь наш Иисус, когда, собираясь покинуть это тело, Он отпускает учеников Своих, - если не то, чтобы они не ссорились в дороге, говоря: //Мир оставляю вам, мир Мой даю вам// ([[new:in:14:27|Ин. 14:27]]) Ведь где мир, там нет места для ссоры, там несогласие удаляется, убегает раздор. Итак, вот что Он говорит:// мир Мой даю вам//, то есть:** не ссорьтесь на дороге**. И обрати внимание, не говорит ли Он, что на этой //дороге//, то есть на протяжении всей этой жизни следует остерегаться гнева, так как гнев часто даже невинных приводит к преступлению, поскольку, пока мы больше, чем следует, гневаемся и хотим обуздать чужой грех, мы совершаем более тяжкие грехи. Поэтому апостол говорит: //Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию// ([[new:rim:12:19|Рим. 12:19]]), то есть «будем уклоняться от гнева, чтобы он не поразил нас». Поэтому и Господь Иисус, посылая для благовествования учеников, отправил их без золота, без серебра, без имущества, без посоха (см. [[new:mf:10:09|Мф. 10:9-]][[new:mf:10:10|10]]; [[new:mk:06:08|Мк. 6:8]]; [[new:lk:09:03|Лк. 9:3]], [[new:lk:22:35|22:35]]) - для того, чтобы устранить соблазн для ссоры и повод для мести. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге** Посмотри, какая любомудрая душа. Не только сам оставил всякий гнев на них и освободил их от вины, но и им внушает не предаваться гневу в пути и не обвинять друг друга в том, что случилось. В самом деле, если недавно еще, представляясь Иосифу, они говорили между собою: //«ей во гресех есмы Иосифа ради брата нашего, яко презрехом скорбение его»//, – и тогда Рувим говорил: //«не рех ли вам, не преобидите детища, и не послушаете мене»// [[old:gen:42:21|(Быт.42:21)]], то тем более могло случиться что теперь он будет обвинять их. Поэтому, предотвращая их гнев и взаимную ссору, говорит: **«не гневайтеся на пути»**; но размышляя о том, что я ваших поступков со мною не поставил вам в вину, будьте и вы благорасположены друг к другу. Можно ли довольно надивиться добродетели этого праведника, который с большим тщанием выполнял учение мудрости, открытой в Новом Завете. Что Христос заповедал апостолам: //«любите враги ваша,... молитеся за творящих вам напасть»// [[new:mf:05:44|(Мф.5:44)]], то самое, и еще больше того, сделал Иосиф. Он не только показал столь великую любовь к тем, которые с своей стороны готовы были убить его, но еще всячески старается уверить их, что они нисколько не согрешили против него. Какая высокая мудрость! Какое крепкое благодушие! Какая великая любовь к Богу! Не вы, говорит он, мне это сделали, но попустил Промысл Божий, пекущийся о мне, чтобы и сновидения мои сбылись и для вас я мог послужить орудием спасения. Итак, скорби или искушения служат свидетельством великого промышления и попечения о нас человеколюбца Бога. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге** **Не тревожьтесь на дороге**. Изречение сие может иметь два значения: Или **не бойтесь**. То есть теперь уже не опасайтесь подобного прежнему беспокойства, погони и обыска. Или **не раздражайтесь**. То есть не впадите в новые несогласия при воспоминании прошедшего. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге** Иосиф, дав братьям своим одежды, колесницы и всякие египетские блага, послал их привезти отца во Египет. **И рече им: не гневайтеся на пути**. Сим Иосиф запрещал им упрекать друг друга и как бы говорить: "Ты присоветовал ввергнуть Иосифа в ров" - или: "Нет, ты настаивал продать Иосифа, в узах и нагого, Аравитянам". "Как я, - разумел Иосиф, - простил всех вас, так и вы все простите друг друга, чтобы от ссор и укоризн настоящая радость наша не обратилась бы для вас в скорбь". **//Толкование на книгу Бытия.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге** Ссора бывает и между братьями, и между самыми близкими. А как избавиться от ссоры? Взаимной уступкой друг другу. Кроткие и смиренные наследуют землю. Кто ссорится, тот мучит и себя, и других, а снисходительный к другим всем дорог, с ним легко, и ему отрадно... В одном лишь не может быть у нас уступки – в вопросах веры. Как бы ни сердился наш ближний или родной, сделать послабление в вере мы не можем, ибо это значит изменить истине, перестать быть православным, то есть учеником Христовым. Кротость и здесь должна быть, но уступок – нет. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге** Отпуская братьев, Иосиф дает им совет не ссориться, не упрекать друг друга на пути. Евр. //ragaz// нередко имеет значение: //бояться, трепетать// [[old:ish:15:14|(Исх. 15:14]]; [[old:vtor:02:04|Втор. 2:4]], [[old:vtor:02:25|25]]), почему некоторые толкователи слова Иосифа [[old:gen:45:24|(ст. 24)]] передают: не бойтесь в пути (м. Филарет: «не тревожтесь в дороге»). Но по связи речи, по общему смыслу беседы Иосифа, клонившейся (ср. [[old:gen:45:05|ст. 5–8]]) к успокоению и примирению братьев, следует в данном случае предпочесть, следуя LXX-ти (ὀργίζεσθε), Вульг. (//irascamini//), и др., другое значение того же глагола: //ссориться, спорить, гневаться// (так в русск. и слав.), бояться братья уже не могли, идя по одному и тому же пути в четвертый раз; но споры и пререкания о причине злоключений Иосифа, отца их и их самих легко могли возникнуть между ними: Иосиф и предостерегает их от всего подобного. **//Толковая Библия.//** [<10>]