[<10>] ====== Толкования на Быт. 45:27 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их** Каким образом они не понимают того, что сами читают, и отрицают Моисея, которого почитают, ибо не хотят верить его писаниям? Что же более очевидно, нежели то, что в этом месте они призываются перейти в Церковь Божию, чтобы сжатые прежде в узких границах Иудеи они перешли к народу Божию, который собрался со всего мира, из всех племен и народов, и сделался великим народом. Действительно, //по всей земле прошло вещание их// ([[old:ps:018:05|Пс. 18:5]]). Итак, зовется Иаков сыновьями своими, то есть народ иудейский призывается к благодати Петром, Иоанном и Павлом. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их** Они, видя смущение отца, и желая уверить его в справедливости своих слов, **«глаголаша ему вся реченная от Иосифа, елика рече им»**; а после слов представили колесницы и дары, присланные от Иосифа, – и едва могли убедить отца, что рассказы их не ложь. Видя посланные колесницы, чтобы отправиться ему в Египет – **«оживе»**, сказано. Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков вдруг помолодел духом, сказано: **«оживе»**. Что значит: **«оживе»**? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, – так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби //«не хотяше бо//, – сказано, – //утешитися, глаголя, яко сниду к сыну моему сетуя во ад»// [[old:gen:37:35|(Быт.37:35)]], теперь узнав, что Иосиф жив и начальствует над Египтом, увидев и колесницы, **«ожил»** духом, из старца стал юношею, рассеял облако грусти, утишил бурю помыслов, и наконец успокоился. А все это устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел наконец утешение, и сделался участником благоденствия своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и сновидения, которые он сам же истолковал, сказав: //«еда пришедше приидем аз и мати твоя, и братия твоя поклонитися тебе до земли»// [[old:gen:37:10|(Быт.37:10)]]. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 65.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 27-28 **Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру** Братья Иосифовы отправились в путь, радуясь, что нашли Иосифа, и вместе беспокоясь о том, как оправдаться им перед отцом. И вот приходят к Иакову, пересказывают ему все. И он, видя колесницы и дары, охотно верит им. И оживе дух его и говорит: "**Велико... есть** всем нам, но еще более мне, **аще еще Иосиф сын мой жив есть**" . Когда же пересказали Иакову о славе Иосифа, о мудрости его в правлении, о последнем суде Иосифа над братьями, который был для них горестнее первого, тогда отец их сказал им: "Что же не спросили вы Иосифа, как и по какой причине переселился он во Египет?" Все они, смотря друг на друга, не знали, что отвечать. Один Иуда отверз уста и сказал отцу: "Признаемся теперь в преступлении своем. Из снов Иосифа братья, по простоте своей, заключили, что тебе и нам должно быть в рабстве у Иосифа. И по неразумию своему придумали, что лучше ему одному быть рабом, нежели быть в рабстве нам и отцу нашему. Итак, сделали это братья, жалея тебя и Вениамина, а не потому, что любил ты Иосифа. Ибо ты любишь и Вениамина, но поскольку не говорит он, что будем у него в рабстве, то и мы все любим его. Поэтому прости нас, что уничижили мы Иосифа, ибо уничижение сие возвело его на высоту величия". Отец принял оправдание и сказал: "За ту весть об Иосифе, какой вы обрадовали меня, прощается вам преступление ваше, слух о котором причинил мне скорбь". ===== Ориген ===== **Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их** То, что по-латински мы произносим как //resuscitatus est spiritus//, по-гречески записано //anezopyresen//. Я бы сказал, что данное выражение означает не столько «воскрешать», сколько «вновь воспламенять» и «повторно зажигать». Его обычно используют, когда в некотором материальном теле огонь убывает до такой степени, что кажется уже погасшим; когда же его возобновляют через добавление горючего материала, тогда говорят, что тело вновь возгорелось. Или, когда огонь лампады дошел до того, что кажется уже погасшим: если случится, что от подлитого в нее масла он воскресает, то, хотя [по-гречески] выражение менее изысканно, говорят о лампаде, что она снова зажглась. Подобным же образом говорят о факеле или других огнях такого рода. Нечто подобное это выражение указывает, по всей видимости, и у Иакова. Ибо пока он был вдали от Иосифа и не имел вестей о жизни последнего, в нем как будто бы угасал дух и свет, бывший внутри него самого, и за недостатком хвороста уже померк; но когда в самом деле приехали те, кто известил его о жизни Иакова, то есть те, кто сказал: //В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков// ([[new:in:01:04|Ин. 1:4]]), - он вновь воспламеняет свой дух в себе, и яркость истинного света (ср. [[new:in:01:09|Ин. 1:9]]; [[new:1in:02:08|1 Ин. 2:8]]) в нем восстанавливается... Не в душе, а в духе, то есть в лучшей своей части воскресает или воспламеняется Иаков. Ведь яркость света, которая была в нем, хотя и не полностью, но все же погасла, когда сыновья показали ему одежду Иосифа, вымаранную кровью козленка (см. [[old:gen:37:31|Быт. 37:31-]][[old:gen:37:32|32]])... Даже если, как мы сказали, свет в нем не вполне угас, тем не менее он померк до крайней степени: потому что он мог быть обманут, потому что мог разодрать свои одежды, потому что мог оплакивать по ошибке, потому что мог призывать смерть, потому что мог желать с печалью сойти в преисподнюю (см. [[old:gen:37:33|Быт. 37:33-35]]). По причине этого он теперь воскресает и «вновь возжигает свой дух», поскольку это логически следует из того, что свет, который лживый обман в нем было затмил, вновь разжигает и возгревает услышанная им правда. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их** См. Толкование на [[old:gen:45:25#lopuxin_ap|Быт. 45:25]] [<10>]