[<10>] ====== Толкования на Быт. 46:1 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака** Заслуженно поднимается тот, кто спешит ко Христу: вера предшествует пожертвованию. Прежде поднялся Иаков, затем принес жертву. Ведь тот правильно приносит жертву, кто исследовал познание Божества. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака** Ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычею зверей. Пришедши к кладезю клятвенному, он вознес благодарственную молитву Господу, и **«пожре жертву Богу отца своего Исаака»**. Слыша это, научимся тому, чтобы когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, – прежде всего возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и таким образом подражать благочестию древних праведников. **«Пожре**, – сказано, – **жертву Богу отца своего Исаака»**, – чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственною молитвою показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения вышнего благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенною радостию. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 65.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака** **И отправился Израиль**. Вероятно, из Хеврона. **И пришел в Беэр–шаву**. Не потому только, что чрез сие место лежал путь в Египет, но потому, что сие место Авраам освятил алтарем и богослужением [[old:gen:21:33|(Быт. 21:33)]], а Исааку явился здесь Бог и обетованием утешил его во время искушения [[old:gen:26:23|(Быт. 26:23-24)]]. **И принес жертвы Богу отца своего Исаака**. Бог от лица Иакова именуется здесь так, как Сам наименовал Себя в торжественном явлении своем Иакову в Вефиле [[old:gen:28:13|(Быт. 28:13)]]. Намерение особенного сего богослужения можно полагать троякое: испросить молитвою помощь и благословение Божие на предприемлемое путешествие; обновить жертвоприношением на алтаре Авраама, Богу Исаака, наследственный завет с Богом и видимо запечатлеть веру в обетование в то время, когда с необходимым удалением Иакова из земли обетования все следы оного, по–видимому, изглаждались; приготовить себя очищением и благоговением, и испытать, не благоволит ли Сам Бог, как прежде в подобных случаях [[old:gen:28:10|(Быт. 28:10]], сл. [[old:gen:31:03|Быт. 31:3]], [[old:gen:31:11|11]], сл. [[old:gen:32:01|Быт. 32:1]], [[old:gen:35:01|Быт. 35:1)]], явиться и открыть волю Свою в деле толико важном. Сие предчувствие Иакова оправдано событием. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт. 46:1–7). В сей паремии повествуется о переселении Иакова в Египет. **Воздвигся Израиль сам и вся сущая его, прииде ко кладязю клятвенному, и пожре жертву Богу отца своего Исаака** Нужда обезопасить себя от продолжающегося голода, а главное, желание увидеть сына, давно оплаканного, по­будила Иакова согласиться на путешествие в Египет по приглашению Иосифа и самого фараона. В последнее время Иаков жил в Хевроне [[old:gen:37:14|(Быт. 37:14)]], где поселился по смерти Исаака и где были гробы его отцов. Поднявшись из Хеврона, Израиль (имя Иакова, данное ему Богом после таинственной борьбы с Богом пред вступлением в землю Ханаанскую [[old:gen:32:28|(Быт. 32:28)]], держал путь на Вирсавию. **«Кладязь клятвенный»**, место священное по воспоминанием о жертвоприношениях Авраама и **Исаака** и о Богоявлении **Исааку** [[old:gen:21:33|(Быт. 21:33]], [[old:gen:26:23|26:23-24)]]. Здесь, на границе Ханаана, Иаков, прежде чем переступить ее, приносит **жертву Богу отца своего Исаака**, может быть на том самом жертвеннике, который воздвигнут был **Исааком**. Целью жертвоприноше­ния было удостовериться, угодно ли Богу предпринятое путешествие, и испросить на оное благословение Божие. //**Толкование на паремии из книги Бытия**// ===== Лопухин А.П. ===== __Иаков направляется к Египту, в Вирсавии удостаивается видения.__ Ст. 1-4 **И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои** Иаков, побуждаемый естественною любовью к Иосифу, без колебаний принимает решение последовать его предложению переселиться в Египет. Но, как патриарх богоизбранного племени, он необходимо должен был видеть в этом переселении весьма решительный шаг, чрезвычайно важный для последующей судьбы и истории его потомства: еще Аврааму было откровение, что потомки его будут пришельцами в земле чуждой, будут порабощены и угнетены, но затем возвратятся в Ханаан [[old:gen:15:13|(Быт. 15:13–16)]]. События, рассказанные [[old:gen:37:start|37–45 гл.]], служили подготовлением к переселению дома Иакова в Египет. Это переселение имело ввиду, во-первых, обособление избранной семьи от хананеян, смешение с которыми, уже начавшееся [[old:gen:38:02|(Быт. 38:2)]], могло быть весьма пагубно для религиозной миссии потомства Авраамова; с другой — в Египте с его пренебрежением к азиатам достигалась эта изолированность избранного народа, а высокое состояние египетской культуры могло плодотворно влиять на этого носителя истинного богопочтения. Иаков останавливается именно в Вирсавии потому, что это место было освящено Авраамом — устройством здесь жертвенника и богослужением [[old:gen:21:33|(Быт. 21:33)]] и богоявлением Исааку [[old:gen:26:23|(Быт. 26:23–24)]]. Инстинктивно сознавая важность момента (переселения), Иаков приносит торжественную жертву на месте, освященном историческими воспоминаниями, и испрашивает благословения Господня на путь. Бог Завета ободряет Иакова, и сообщает, что по Его воле происходит теперь переселение Иакова в Египет и Он не оставит его потомство там и преобразит его в великий народ. Выведение из Египта обещается, конечно, не Иакову лично, а его потомству. Самому же Иакову обещается, по крайней мере, мирная кончина и то утешение, что любимый сын его, Иосиф, закроет глаза ему, [[old:gen:50:01|(Быт. 50:1)]]. Об этом обычае древности говорится, например, у Гомера (Илиада 11:453; Одиссея 24:294). **//Толковая Библия.//** [<10>]