[<10>] ====== Толкования на Быт. 47:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему** См. Толкование на [[old:gen:47:29#svt_ioann_zlatoust|Быт. 47:29]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему** См. Толкование на [[old:gen:47:29#prp_efrem_sirin|Быт. 47:29]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-31 **дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** Действие Иакова по принесении ему Иосифом клятвы неодинаково передается в еврейском масоретском тексте и в греческом LXX. С еврейского// «поклонился на возглавие постели»// (подобное же чтение дают Таргумы, Акила, Вульгата); по LXX (также сирийск., слав.) //«поклонился на верх жезла»//. Разница — от смешения евр. слов: mittah, //постель//, и matteh, //жезл//. В первом случае получается мысль, аналогичная сообщаемому в [[old:3ts:01:47|3 Цар. 1:47]], о кончине Давида: от утомления преклонился на ложе, или в бессилии мог выразить благодарное чувство Богу, а также и Иосифу лишь преклонением до возглавия постели. Во втором случае (при чтении LXX: ἐπὶ τὸ ἄκρον τῆς ῥάβδου, ср. [[new:evr:11:21|Евр. 11:21]]) мысль о предсмертной слабости Иакова остается в тени (действительно, только уже в [[old:gen:48:start|48 гл.]] говорится, что Иаков прикован был к смертному одру), а выдвигается представление, что Иаков, получив просимое от Иосифа, обозревает всю свою странническую жизнь, бросает взор на свой страннический посох (ср. [[old;gen:32:10|Быт. 32:10)]] и, благодаря Бога и Иосифа, поклоняется на верх этого жезла, осуществляя по отношению к Иосифу открытое ему некогда во сне поклонение ([[old:gen:47:37|37]]; ср. блаженный Феодорит, отв. на вопр. 111). Главнее всего то, что Иаков отрешается теперь от этого мира и от людей и весь обращается мыслью и сердцем к Богу. **//Толкование на книгу Бытия.//** [<10>]