[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-7 **После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема. Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели. И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем** //О Иосифе и сынах его Ефреме и Манассии// //Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов// [[new:iak:01:17|(Иак. 1:17)]]. Но никакое, полагаю, благо не представляется столь ценным и избранным, как приметаемое чрез Христа. Ибо Он соделался, как сказано, //посредник между Богом и человеками// [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5)]], и тем //имеем доступ … в одном Духе// к Небесному //Отцу// и Богу [[new:ef:02:18|(Еф. 2:18)]]. Посему Он и говорил: //никто не приходит к Отцу, как только через Меня// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. В Нем же и чрез Него всякая полнота благодати и светлое дарование наследия, потому что Бог, //будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою// [[new:2kor:08:09|(2 Кор. 8:9)]]. Мы обогатимся и, восходя в славу святых Отцов, возможем быть причастными приличествующей им надежде. Ты познаешь истинное о сем слово, обратив мысленный взор свой к Священным Писаниям. А в них написано так: **После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема. Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели. И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что [ныне] Вифлеем** [[old:gen:48:01|(Быт. 48:1-7)]]. Блаженный Иаков достиг старости доброй, как написано [[old:gen:48:10|(Быт. 48:10]]; сн.: [[old:gen:25:08|25:8]]; [[old:gen:15:15|15:15)]]. Поскольку же он удалялся от мира, то намеревался благословить происшедших от Иосифа. И так как они рождены были от матери иноплеменной, Асенефы, дочери жреца Петефрия, то, дабы кто из сынов Израилевых не стал ими гнушаться и считать поколением чуждым своему племени и различным от него, божественный Иаков мудро и смотрительно пытается дать понять и самому Иосифу, и другим сыновьям своим, что следуя Божественным определениям, он всех происшедших от них усвояет себе в родство. Ибо **явился мне**, говорит он, **Бог в земли Ханаанской** [[old:gen:48:03|(Быт. 48:3)]] и ясно обетовал, что я буду отцом множества народов и что распространюсь в народы и **множество народов** [[old:gen:48:04|(ст. 4)]]. В то же время убеждает их и почитать Бога истинными мнениями о Нем. Научает также считать своими ближайших родственников, особенно же происшедших от них, хотя они произошли и от иноплеменной матери. Вкратце проследив буквальный текст истории, мы скажем теперь, что так и мы, оправданные верою, соделались во Христе сынами Божиими и домашними в отношении к святым так как Он является посредником и чрез Себя Самого связует нас с Собою, с Отцем и с ликами святых, как, без сомнения и Иосиф, как бы посредствуя, делал Ефрема и Манассию сынами отца своего и вписал их в список патриархов. Ибо ныне, сказано, **два сына твои, родившиеся тебе **в Египте**, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои** [[old:gen:48:05|(Быт. 48:5)]], то есть будут в числе первородных и сопричислены будут к тем, которые находятся у меня в послушании; потому что Рувим был первородный, а имя Симеон толкуется в значении «послушания». И мы соделались чрез веру //последние первыми// [[new:mf:19:30|(Мф. 19:30)]] и славу первородного унаследовал народ из язычников. Но удостоились этой чести по причине послушания и благопокорливости. Сам Христос засвидетельствовал им, так говоря: //людие, ихже не ведех, работаша Ми: в слух уха послушаша Мя// [[old:ps:017:44|(Пс. 17:44-45)]]. Ибо если мы и произошли от матери как бы иноплеменной по той причине, что Церковь призвана из язычников, но достаточно нам посредства Еммануила к тому, чтобы и соединить нас чрез Него с Богом и Отцем, и вписать в жребий святых, и возвести к приличествующей им славе, и явить нас священным родом (ср.: [[new:1pet:02:09|1 Пет. 2:9]]). Заметь же, как из любви к блаженному Иосифу ставит сынов последнего в ряду своих сынов. Так и мы возлюблены во Христе, и поскольку чрез Него в Духе мы рождены рождением духовным, то соделались достоприятны и Отцу, как я сказал недавно; сопричисляемся и к прежде нас бывшим святым. Впрочем, хотя мы названы даже сынами Бога и Отца, однако опять будем в подчинении у приводящего нас и соединяющего нас с Собою, то есть Христа. Ибо смотри, как блаженный Иаков, после того как сопричислил Ефрема и Манассию к чадам своим, говорит: **дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои** [[old:gen:48:06|(Быт. 48:6)]]. Итак, понимаешь ли, что хотя мы и наименованы будем сынами Бога и Отца, тем не менее будем принадлежать Христу? И это, думаю, значит сказанное Им Отцу: //они были Твои, и Ты дал их Мне: и Я прославился в них// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6]] и [[new:in:17:10|10)]]. Затем Иаков говорит, что Рахиль погребена была в Вифлееме. Припомним, что мы часто именовали Рахиль изображением и прообразом Церкви из язычников. Думаю, не солгал бы кто-нибудь, если б захотел сказать, что Церковь перешла в некую другую жизнь, очевидно в лучшую и превосходнейшую мирской; потому что, умерши для мира по той причине, что не хотела мыслить мирское, она жила для Бога духовно во Христе евангельскою жизнью. Ибо если она и существует в мире по причине жизни во плоти, но как бы скрывается, не имея мирского блеска, даже едва не погребена Христу. И это, думаю, значит сказанное нам премудрым Павлом: //Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге// [[new:kol:03:03|(Кол. 3:3)]]; потому что ты понимаешь, что пока Рахиль погребена была в Вифлееме и еще невидима была, едва не сокрывался и сам Еммануил, так как еще не родился от Святой Девы. Итак, восхвалим такую смерть Церкви, возводящую нас к началам жизни святой и во Христе. Думаю, необходимо добавить и следующее: восприняв чад Иосифовых в число своих чад, отец, так как умерла матерь их, дает заповедь и о ней. Посему, означив место, где она была погребена, он убеждал не к иному чему, как к тому, чтобы они имели и о ней заботу. Заповедал также и Бог и Отец Сыну о Церкви и убеждал иметь о ней попечение, так как она побеждена была смертью по причине древнего проклятия. Поэтому божественный Давид и взывал к Небесному Отцу и Богу: //Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!// [[old:ps:067:29|(Пс. 67:29)]]. Ибо едва не показывая даже тело одержимое смертью, умолял он, чтобы силою Бога и Отца, то есть Сыном, освобождал Он нас от тления и возвел опять в изначальное состояние, то есть в блаженную и чистую жизнь во Христе. //** Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема** Сим сказанием дополняется начатое в истории супружеств Иаковлевых изложение о происхождении колен народа Израильского. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1 **После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема** Ст. 3-6 **И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе** Ст. 9 **И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их** Ст. 14 **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** Ст. 16 **Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** Ст. 19-20 **Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии** **И поведано бысть Иосифу, яко отец его изнемогает: и поим два сына своя**, привел к Иакову, чтобы приняли от него благословение прежде смерти его. **И рече Иаков: "Бог** всемогущий **явися мне в Лузе,** когда спал я, имея возглавием себе камень, **и благослови мя. И рече ми: се... сотворю тя в собрания языков** (то есть в колена). **Ныне... Ефрем и Манассиа, аки Рувим и Симеон будут мне. Сыны же, яже аще родиши по сих**, назовутся сынами колен Ефремова и Манассиина". **И рече... приведи ми я, да благословлю их**. И, благословляя первородного Манассию, Израиль **премени руце и... руку десную возложи на главу Ефремлю, сей же бяше менший**. Этим явно начертал крест в образ той тайны, что первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший Ефрем. Благословляя детей, Иаков сказал: **"Бог да благословит детища сия, и прозовется в них имя мое, и имя отец моих"**, то есть назовутся они сынами Авраама, Исаака и Иакова. Иосиф же старался правую руку отца возложить на главу Манассии, но Иаков не хотел и сказал: "И сей не лишится благословения, и Манассия будет велик, **но брат его менший болий его будет"**. И, показывая преимущество младшего перед старшим, присовокупил: **"В тебе благословится Израиль, глаголюще: да сотворит тя Бог якоже Ефрема и яко Манассию"**. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема.** И из этого стиха становится очевидным то, что я говорил раньше, то есть что вплоть до этого времени у Иосифа было только два сына – Ефрем и Манассия. Потому что если по прошествии стольких лет [после переселения в Египет], когда настало время умирать Иакову, Иосиф подвёл под благословение только двух сыновей, причём в то, по крайней мере, время его сыновья не были способны производить потомство, поскольку были ещё детьми, сосущими грудь матери, то тем более при вхождении в Египет отца и братьев Иосифа у него ещё не могло быть внуков от своих сыновей. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема. Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели** //Иаков усыновляет сыновей Иосифа// История Иакова теперь, собственно, окончилась и он выступает в гл. 48 и 49 только как завещатель, передающий своему потомству все теократические блага, и пророком о судьбе его. Рассказ о благословении Иаковом сынов своих, значительно напоминает подобный же рассказ [[old:gen:27:01|Быт. 27:1-41]] о благословении Исааком Иакова и Исава, также заключая указания на взаимодействие двух факторов — естественной склонности и любви отца к детям и Божественного внушения — и препобеждение последним фактором первого. Когда позванный к одру Иакова Иосиф прибыл к нему с сыновьями, Ефремом и Манассией (каждому из них было в это время по 20 с лишком лет ср. [[old:gen:41:50|Быт. 41:50]]), то умирающий Иаков, «желая почтить в Иосифе царское достоинство» (Раши), или, быть может, ободренный радостью свидания с любимым сыном, встает и садится, как бы для выражения важности момента. **//Толковая Библия.//** [<10>]