[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему** Посмотри, как и детей прежде всего учил он воздавать подобающую честь старцу. Взявши, сказано, Иосиф подвел, по преимуществу первородства, сначала Манассию, а потом Ефрема. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему** См. Толкование на [[old:gen:48:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 48:8]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему** **Эфраима в правую свою руку, против левой Израиля** и проч. Иосиф приготовляет сынов своих к рукоположению Иакова так, чтобы на старшего положена была правая, а на меньшего левая рука. Обряд рукоположения, как знак благословения и преподаяния благодатных даров, в первый раз являющийся в древности над сынами Иосифа, всегда с сего времени сохранялся у Евреев и перешел в церковь христианскую. Примеры его употребления видеть можно в посвящении левитов [[old:chis:08:10|(Чис. 8:10)]], в постановлении Иисуса Навина преемником Моисею [[old:chis:27:18|(Чис. 27:18]], [[old:chis:27:23|23]]; [[old:vtor:34:09|Втор. 34:9)]], в благословении младенцев Иисусом Христом [[new:mf:19:13|(Мф. 19:13]], [[new:mf:19:15|15)]], в посвящении семи диаконов [[new:act:06:06|(Деян. 6:6)]], в отделении Павла и Варнавы на проповедь [[new:act:13:03|(Деян. 13:3)]], в посвящении Тимофея [[new:1tim:04:14|(1 Тим. 4:14)]]. Преимущество десницы также соблюдалось в древности [[old:ps:044:10|(Пс. 44:10)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** То, что говорил и делал доселе Иаков, не выходило из границ обычного порядка вещей в отношениях родителей к детям. Иосиф, держась этого порядка, поставляет старшего сына на правую сторону патриарха, а младшего — на левую. Но патриарх, некогда сам получивший преимущественное благословение перед старшим братом — не без нарочито Божественного указания отцу его, теперь, по внушению же Божественному, отдает предпочтение также младшему Ефрему перед старшим Манассием: намеренно, с полным сознанием (евр. sikkel) переложил он правую руку на младшего (правая рука и у евреев предпочиталась левой, [[old:3ts:02:19|3 Цар. 2:19]] и др.) и левую на старшего внука своего. **//Толковая Библия.//** [<10>]