[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:14 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** Насколько очевидное в этом таинство! Взяв сыновей своих, которых он прижил в Египте, Иосиф подвел их к отцу: Ефрема с правой стороны от себя, а по отношению к Израилю слева, Манассию же с левой стороны от себя, а по отношению к Израилю справа. Но Израиль, протянув правую руку, положил ее на голову Ефрема, который был младше и стоял справа от деда, а левую руку положил на Манассию, который был справа, и так с перекрещенными руками благословил их. Иосиф сохранил в этом природный порядок, желая оставить старшему сыну большую часть, подобно Исааку, который хотел передать благословение старшему сыну (см. [[old:gen:27:01|Быт. 27:1-40]]), - но [Израиль] отдал предпочтение младшему сыну, как образу более молодого народа, подобно тому, как он сам получил предпочтение матери. Наконец, Манассия в переводе означает «из забвения» (ср. [[old:gen:41:51|Быт. 41:51]]), ибо народ иудейский забыл своего Бога, Который его сотворил (ср. [[old:vtor:32:18|Втор. 32:18]]), и каждый, кто из этого народа поверит, как бы из забвения призывается. В //Ефреме// же обещано изобилие веры, если перевести его имя как «тот, кто сделал плодовитым отца», как и сам Иосиф говорит: //Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего// ([[old:gen:41:52|Быт. 41:52]]). Это является особенностью более молодого народа, который есть тело Христово (ср. [[new:1kor:12:12|1 Кор. 12:12-27]]), делающее плодовитым Отца и не оставляющее собственного Бога. //**О патриархах.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня** Здесь заметь, что праведник, у которого от старости ослабело телесное зрение (//«тяжко бо видеста очи его от старости, и не можаше видети»// [[old:gen:48:10|(Быт.48:10)]]), очи душевные имел еще крепкие, и верою провидел даже будущее. Не следуя указанию Иосифа, но переложив руки во время благословения, он отдал преимущество младшему сыну его, и предпочел Манассии Ефрема. И сказал: **«Бог, емуже благоугодиша отцы мои»**. Смотри, какое было смирение у патриарха, какая душа благочестивая! Не дерзнул сказать: Бог, Которому благоугодил я, но что сказал? Которому благоугодили **«отцы мои»**. Видишь ли душу благомыслящую? Хотя незадолго перед этим во время рассказа он говорил: в Лузе явился мне Бог и обещал дать мне и семени моему всю ту землю, и во множество языков сотворить семя мое, и таким образом имел очевидные доказательства Божьего к себе благоволения, однако сохранял еще уничиженный дух, – и говорит: **«Бог емуже благоугодиша отцы мои пред ним, Авраам и Исаак»**. Потом: **«Бог, иже питает мя измлада»**. Опять и в этом заметь великое его благомыслие. Не говорит о своей добродетели, а указывает на то, что было явлено ему от Бога, и говорит: **«иже питает мя измлада даже до дне сего»**. Именно Он есть благоустроявший жизнь мою от начала до настоящего времени. Так еще и прежде говорил он: //«с жезлом сим преидох Иордан; ныне же бех в два полка»// [[old:gen:32:10|(Быт.32:10)]]. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** См. Толкование на [[old:gen:48:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 48:8]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** В обрядовом благословении Иакова с знамением креста некоторые примечают образ благословения духовного превыше небес во Христе [[new:ef:01:03|(Еф. 1:3)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** См. Толкование на [[old:gen:48:01#prp_efrem_sirin|Быт. 48:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и //смиряяйся вознесется// [[new:lk:14:11|(Лк.14:11)]]. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** Святой Иаков, **«пременив руце»**, благословил Ефрема и Манассию [[old:gen:48:14|(Быт. 48:14)]]. И смотри, что более всего чудно: сею переменою рук прообразовав Крест Господень, преподал он внукам Божественные благословения, и первого соделал вторым, а второго – первым. **//Письма на разные темы. Акакию Мемориалию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец** См. Толкование на [[old:gen:48:13#lopuxin_ap|Быт. 48:13]] [<10>]