[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня** См. Толкование на [[old:gen:48:14#svt_ioann_zlatoust|Быт. 48:14]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня** См. Толкование на [[old:gen:48:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 48:8]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня** **И благословил Иосифа**. То есть в лице двух сынов Иосифа Иаков благословил его со всем его потомством. **Бог, пред которым ходили отцы мои** (см. примеч. на [[old:gen:05:24#svt_filaret_drozdov|Быт. 5:24]]). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** Возложение рук здесь в первый раз в Библии представляется, как знак благословения и преподания благодатных даров; в таком значении оно затем всегда сохранялось в церкви ветхозаветной [[old:chis:08:10|(Чис. 8:10]]; [[old:chis:27:18|27:18–23]]) и оттуда перешло в церковь новозаветную [[new:mf:19:13|(Мф. 19:13]]; [[new:act:06:06|Деян. 6:6]]; [[new:act:13:11|13:11]]). Благословение Иакова простирается и на самого Иосифа (еврейский текст и русский перевод), и на детей его, которые и в благословении Иакова [[old:gen:49:22|(Быт. 49:22-26)]], и в благословении Моисея [[old:vtor:33:13|(Втор. 33:13-17)]] объединяются под именем Иосифа. Сама форма благословения чрезвычайно знаменательна, поскольку выражает чистые верования и возвышенное миросозерцание библейского патриарха, заканчивающего собою патриархальный период. Здесь, прежде всего, — твердая вера в Бога, как Бога завета, Который требовал от патриархов святой и богоугодной жизни и Которому они угождали такою жизнью (ср. [[old:gen:17:01|Быт. 17:1]]), — причем Иаков со смирением образцы богоугождения указывает только в отцах своих, а не в себе; затем, столь же твердая и светлая вера в промышление Божье, которое все моменты человеческой жизни (ср. [[old:gen:37:35|Быт. 37:35]]; [[old:gen:43:14|43:14]]), даже самые неблагоприятные, объединяет и разрешает в благоприятное целое. Это троекратное молитвенное призывание Бога при однократном «да благословит» выражает мысль патриарха о единстве Божественных действий в мире, и затем может предсказывать и тайну троичности. В ближайшем же смысле каждое воззвание заключало соответствующее молитвенное пожелание духовных и телесных благ, которые, затем, все соединяются в словах: «да будет наречено на них имя мое и имя отцов моих». **//Толковая Библия.//** [<10>]