[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ** Не думай, говорит, что я просто или случайно, или по незнанию сделал это; я знаю, и, предвидя имеющее быть впоследствии, так благословил его. Хотя Манассия имеет преимущество по естеству, но меньший будет больше его, и потомство меньшего будет во множество народов. А все так было потому, что здесь предуказывалось царство. Поэтому уже и в самом совершении благословения Иаков предвозвещал будущее. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66//.** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ** **Но меньший его брат будет больше его**. Событие сего предсказания уже можно было видеть вскоре по исходе евреев из Египта [[old:chis:01:30|(Чис. 1:30-33)]]. По рассечении царства Израильского на два колено Эфраимово было главою в царстве десяти колен [[old:3ts:12:25|(3 Цар. 12:25)]]. Всегда отличалось оно наипаче воинскою силою [[old:sud:08:02|(Суд. 8:2]]; [[old:sud:12:01|Суд. 12:1]]; [[old:ps:077:09|Пс. 77:9)]]. **Полнота народов**. То есть народ многочисленнейший и знаменитейший других. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ** См. Толкование на [[old:gen:48:01#prp_efrem_sirin|Быт. 48:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ** Удивляюсь смотрению Божию о патриархальных семействах, как Господь близок был к патриархам: Он жил и действовал в них, открывая им волю Свою, как друзьям Своим. Патриархи были в некотором смысле сами богами: они знали будущее, как настоящее. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ** Но Иаков отвечает ему, что действие его было вполне сознательное, сообразное и с божеским определением (по Мидрашу, Иаков говорил: «я знаю, какие бедствия вышли из предпочтения мною Иосифа, могут выйти и теперь, но да будет воля Божья!»). Манассиино колено долгое время не уступало Ефремову ни в количестве своих членов, ни в могуществе, и одно оно из всех колен могло разделиться на 2 половины, западно-иорданскую и восточно-иорданскую, из которых каждая была очень могущественна. Только уже после Ефремово колено приобрело гегемонию в средней (по географическому положению) группе колен Израилевых. Из него вышел славный вождь Израиля Иисус Навин, а из Манассиина — Гедеон. [<10>]