[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:7 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** И еще сказал Симеону и Левию: **разделю их в Иакове и рассею их в Израиле**. Тем самым он показывает, что они должны получить искупление в собрании народов. Ведь после того, как пастырь поражен, стадо, которое было прежде собрано, рассеялось (ср. [[old:zah:13:07|Зах. 13:7]]; [[new:mf:26:31|Мф. 26:31]]), - чтобы Тот, Кого не было, вошел и таким образом весь Израиль спасся (ср. [[new:rim:11:26|Рим. 11:26]]). И в большей степени мы должны верить этому в отношении колена Левия, поскольку, кажется, именно из этого колена Господь Иисус ведет Свой род по отношению к воспринятому Им телу. Из этого колена произошли священники Левий и Нафан, которых святой Лука перечислил среди предков Господа в книге Евангелия, которую он сам написал (см. [[new:lk:03:29|Лк. 3:29-31]]). Ведь Священник Отца и Первый среди всех священников (как написано: //Ты священник вовек// ([[old:ps:109:04|Пс. 109:4]]; [[new:evr:05:06|Евр. 5:6]]; [[new:evr:07:17|7:17]], [[new:evr:07:21|21]]), должен претендовать на наследие священнического происхождения. Поэтому и Моисей благословил это колено, говоря: //дайте Левию жребий избрания и мужу святому истину его// ([[old:vtor:33:08|Втор. 33:8]]). //**О патриархах.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** Упомянув о делах Симеона и Левия, Иаков присовокупляет и проклятие и говорит: **«проклята ярость их, яко упорна, и гнев их, яко ожесточися»**. Он разумеет здесь коварство, которое они употребили против сихемлян, обманув их и коварно напав на них: ярость их, говорит, дерзка, опрометчива, безрассудна. **«И гнев их, яко ожесточися»**. Тогда как сихемляне думали показать им свое расположение, они выказали ожесточенную злобу, и поступили с ними, как с врагами. Сказав о сделанном ими преступлении, Иаков предвозвещает и наказание, которое ожидало их за это: **«разделю их во Иакове и рассею их во Исраили»**. Они, говорит, будут повсюду рассеяны, дабы всем было известно, что они потерпели это в наказание за свой дерзкий поступок. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** См. Толкование на [[old:gen:49:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 49:5]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** **Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле**. Дабы вредному единомыслию двух братьев не стали подражать их потомки, Иаков присуждает сих к разделению, то есть к тому, чтобы колено Симеоново и Левиино не были сопредельны между собою; и к рассеянию, то есть к тому, чтобы и одно из сих колен не обитало в одном месте, но рассеяно было между другими коленами сынов Израилевых. Суд сей совершился над коленом Симеона сперва тем, что оно, получив свое наследие посреди наследия сынов Иудиных [[old:nav:19:01|(Нав. 19:1)]], отделено было чрез сие от всех прочих колен; и после тем, что сие колено, по недостатку пажитей в первом своем наследии, принуждено было посылать свои поселения в Гедор и в Сеир [[old:1par:04:38|(1 Пар. 4:38-43)]]; а над коленом Левия тем, что ему назначены для обитания города в каждом из двенадцати прочих колен. Тертуллиан (Contra lud, с. 10. Contra Marcion L. Ill, с. 18.) и Амвросий (De benedict. Patriar, с. 3.), согласно с иудейским преданием (Targ. Hierosoi. Kimchi et al.), присовокупляют к сему, что как Левиино колено произвело священников, так Симеоново — книжников и законников, которые также имели необходимость рассеяться по прочим коленам. Спрашивается, как согласить осуждение левитов от Иакова, который лишает их совокупного наследия, с их благословением от Бога, который Сам благоволил быть их частию и наследием? [[old:chis:18:20|(Чис. 18:20)]]. Ответ: Иаков не в конец осуждает Симеона и Левия, но только в отношении к старшинству, которое, отняв у Рувима, желает дать достойнейшему; в сравнении с Иудою, которому дает преимущество пред всеми. Левиты рассеваются в наказание их родоначальника и для предупреждения вредных между ними союзов; но и благословляются Богом за оказанную неоднократно ревность к вере [[old:ish:32:26|(Исх. 32:26]]; [[old:chis:25:10|Чис. 25:10-13)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** См. Толкование на [[old:gen:49:05#prp_efrem_sirin|Быт. 49:5]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** Ведь Левий не получил собственного наследия, но для жительства у него было несколько городов, разбросанных по всем коленам. А о Симеоне написано в Книге Иисуса Навина [[old:nav:19:start|(19 гл.)]], что и он не получил собственного удела, но ему достался некоторый участок в Иудином колене. В Книге Паралипоменон [[old:1par:04:start|(1 Пар. 4)]] написано более ясно, что, поскольку Симеон умножился и у него не было территории для захвата, он вышел в пустыню. Некоторые дают пророческое толкование, что убитые люди – это апостолы, а бык, у которого фарисеи подрезали сухожилия, – это Христос. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Руфин ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** Что касается исторического смысла, представляется, что это место осуждает поступок тех, которые обманом и хитростью убили мечом Сихема, сына Емморова, захотевшего после сожительства с их сестрой соединиться с семьей Израиля, и весь народ его умертвили, так что отец их Израиль сказал им: //вы сделали меня ненавистным в этом мире// (см. [[old:gen:34:start|Быт. 34]]). Поэтому он проклинает их ярость и безрассудство и свидетельствует, что они будут рассеяны среди народа израильского. Дело в том, что от них произойдут левиты и священники, которые не будут иметь собственного надела земли. //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле** «Но проклинает (патриарх) не самих Симеона и Левия, а лукавые их страсти, гнев, ярость… Да и наказание их было только предречение» (блаженный Феодорит отв. на вопр. 112). Разделение колен Симеона и Левия и рассеяние их между другими коленами было специфическим средством против преступного единомыслия их родоначальников. Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью, хотя неодинаковым образом, — во всем неблагоприятном значении только на колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования по пустыне, вскоре по выходе из Египта в нем было способных к войне 59 300 [[old:chis:01:23|(Чис. 1:23)]], а в конце означенного периода — лишь 22 000 [[old:chis:26:14|(Чис. 26:14)]]. В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина колена [[old:nav:19:01|(Нав. 19:1-9)]]. Малозначительность его в общенародной жизни видна уже из того, что в благословении Моисея [[old:vtor:33:start|(Втор. 33)]] оно совсем не упоминается. По иудейскому преданию, наибольшее число бедняков было в колене Симеона (Berech. r. Р. 98, 485). На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха: оно не получило собственного удела при разделе Ханаана, а лишь 48 городов — в уделах разных колен [[old:nav:21:41|(Нав. 21:41)]]. Но затем искреннее и ревностное служение Богу представителей этого колена, (см. напр., [[old:ish:32:26|Исх. 32:26-29]]) сделало его избранным и священным коленом служителей Всевышнего при Его святилище [[old:chis:18:20|(Чис. 18:20–24]] и др.): тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения — учительства, богослужения и под. среди Израиля [[old:vtor:32:09|(Втор. 32:9–11)]]. В последнем смысле «колено Левиино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» (блаженный Феодорит). Возможно ли теперь, чтобы пророчество Иакова о Левии, столь неблагоприятное для него и его колена, могло произойти во времена Давида — Соломона, когда священное значение и высокое служение, а равно богоизбранность Левина колена были общепризнанны в Израиле? Появление в эти времена, вообще после Моисея, предполагаемой сатиры на колено Левиино и на другие было абсолютно немыслимо. **//Толковая Библия.//** [<10>]