[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:11 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** Это Он **привязывает к виноградной лозе осла своего и к ростку винограда сына ослицы своей** - чтобы собрание народов, прежде распущенное и нерадивое, но теперь сделавшееся посвященным через Христа, имело пылкость Духа Святого. И к этой вечной //виноградной лозе//, то есть к Господу Иисусу, Который говорит: //Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь// ([[new:in:15:01|Ин. 15:1]]), давайте и мы привяжемся некими узами нерушимой веры, словно к плодоносной ветви. Таинство здесь заключается в том, что в Евангелии Он приказал отвязать сына ослицы, и Господь Иисус Сам сел на него (ср. [[new:mf:21:01|Мф. 21:1-7]]) - чтобы тот, который привязался к Лозе, мог упокоиться вечной сладостью святых. Сказано: **моет в вине одежду свою**. Прекрасная //одежда// - это плоть Христова, которая покрыла грехи всех, взяла на себя преступления всех, скрыла заблуждения всех: прекрасная одежда, одевшая всех одеянием радости (ср. [[old:is:61:10|Ис. 61:10]]). Он //омыл// эту одежду //в вине//, поскольку, когда Он крестился в Иордане, то сошел Дух Святой в виде голубя и опустился на Него. Этим обозначается, что полнота Духа Святого будет в Нем неделима и не отступит от Него (см. [[new:in:01:32|Ин. 1:32]]). Поэтому и евангелист говорит: //исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана// ([[new:lk:04:01|Лк. 4:1]]). Итак, Иисус //омыл одежду свою//: но не для того, чтобы отмыть Свою одежду, которая не была грязной, но чтобы отмыть нашу, которая была таковой. Наконец, Иаков добавил: //и в крови гроздей одеяние свое//, то есть в страданиях Своего тела Он омыл народы Своей кровью. В самом деле, одеяние Слова - это народы, как написано: //Живу Я! говорит Господь, - всеми ими Я облекусь, как одеждой// (ср. [[old:is:49:18|Ис. 49:18]]), и в другом месте: //как одежду, Ты переменишь их, и изменятся// ([[old:ps:101:27|Пс. 101:27]]). Итак, Он очистил собственной кровью не Свои грехи, которых не было, а наши злодеяния, которые мы совершили. И хорошо сказал Иаков: //гроздей//, так как, подобно грозди, висел Он на древе. Он Сам - и лоза, и гроздь: лоза, висящая на древе, и гроздь, ибо бок, проткнутый копьем воина, источил воду и кровь. Так ведь сказал Иоанн:// истекла кровь и вода// ([[new:in:19:34|Ин. 19:34]]) из Него: вода для омовения, кровь в качестве цены. Вода нас омыла, кровь нас искупила. //**О патриархах.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** **«Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего»**; под образом ослята опять предвозвещает приведение язычников. Так как осел считался нечистым животным, то Иаков и говорит, что эти нечистые языческие народы Он приведет с такою же легкостию, как если бы кто-нибудь привязал осленка к виноградной ветви, – выражая этим и величие власти и великое послушание народов. То знак большой кротости осла, что он не противится, когда его привязывают к виноградной ветви. А виноградной лозе (Христос сам) уподоблял Свое учение: //«Аз есмь//, – говорит Он, – //лоза истинная, и Отец мой делатель есть»// [[new:in:15:01|(Ин.15:1)]]. Виноградными же ветвями назвал кротость заповедей (Христовых) и легкость закона, и тем предвозвещал, что язычники будут удобопреклоннее к вере, нежели те (иудеи). **«Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое»**. Смотри, как здесь Он назнаменовал все таинство. Посвященные в таинства знают, что значат эти слова: **«исперет вином одежду свою»**. Под одеждою, я думаю, разумеется тело, которое для совершения спасения удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что он назвал **«вином»**, Иаков присовокупляет: **«и в крови гроздия одеяние свое»**. Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и крест, и все строение таин. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** Сказано, что Он** привязал к виноградной лозе осленка**, то есть простой и неразумный народ привязал к Слову, Которое иносказательно обозначается через виноградную лозу. Действительно, виноградная лоза дает вино, так же, как и Слово - кровь; и то, и другое - питие для людей во спасение: вино - для тела, а кровь - для духа. //**Педагог.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** См. Толкование на [[old:gen:49:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 49:8]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** См. Толкование на [[new:mf:21:09#svt_grigorij_palama|Мф. 21:9]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** **Он привязывает к виноградной лозе** и проч. Изобразив будущую судьбу Иуды в продолжении времен, или исторически, Иаков, наконец, вписывает оную в отношении к его местопребыванию, или географически, и предвещает ему обитание на земле, столь обильной виноградом и млеком, что к виноградной лозе и даже к лозе превосходного винограда (שרק значит виноград, имеющий ягоды без костей) он будет привязывать ослов, не жалея повредить лозу или плод; что во время собирания винограда одежда его будет казаться омытою текущим из зрелых ягод соком. ...Указав после сего время пришествия Иисуса Христа под именем //Шилог// [[old:gen:49:10|(Быт. 49:10)]], Иаков продолжает свое предсказание о Иуде так, что в нем продолжают раскрываться и черты образа Иисусова. «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе превосходного винограда сына ослицы своей». Я вижу ослицу и жребя привязанные [[new:mf:21:02|(Мф. 21:2)]] и уготованные для вшествия Мессии в царственный град его, вижу сии два работные животные, как живые образования двоякого рода рабов, долженствующих преклониться и послужить сему царю, из коих один — усмиренный, искушенный и состарившийся под игом [[new:act:15:10|(Деян. 15:10)]] закона; другой— не познавший ига Господня, не укрощенный, преданный путям сердца своего. Сей пастырь и вертоградарь привяжет оба сии рода к своей живой и живоносной лозе [[new:in:15:01|(Ин. 15:1)]] вертограда, им насажденного [[old:ps:079:09|(Пс. 79:9]]; [[old:is:05:01|Ис. 5:1)]], и не пощадит для них плода его. «Омываешь вином одежду свою, и кровию гроздов одеяние свое». Как собиратель винограда орошает и как бы измывает гроздным соком одежду свою, так он оросит вином истинной лозы своей, омыет кровию своего Божественного человечества и свою одежду — Тело Ипостаси Своей и Свое одеяние — тело Церкви своей (см. [[new:otkr:07:14|Откр. 7:14]]). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** После этого он добавляет: **моет в вине одежду свою**. Здесь пророк таинственно указал на Его Крещение, когда Он, выйдя из Иордана и очистив воды, принял благодать и дар Святого Духа (см. [[new:mf:03:13|Мф. 3:13-17]]). //Одеждой// он назвал плоть Христову, а //вином// - Отчий Дух, сошедший на Него в Иордане. **И в крови гроздей одеяние свое**. //Одеяние// Слова здесь означает языческие народы, которые были причислены к Нему, как одеяние, как Он говорит через пророка:// Жив Я, говорит Господь, если не одену их всех, как одежду// (ср. [[old:is:49:18|Иc. 49:18]]). И поскольку Он был повешен на древо креста, как гроздь винограда, и после того, как было пронзено Его ребро, источил кровь и воду (ср. [[new:in:19:34|Ин. 19:34]]) - первую для искупления, а вторую для омовения, - то пророк справедливо сказал: **моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое**. //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-12 **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** **Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего**. Лозой называет синагогу, как называет ее и Давид [[old:ps:079:09|(Пс. 79:9-16)]]. Сказано: **Привязуяй к лозе жребя свое,** потому что царство Его привязано было к синагоге и ей было передаваемо. То же сказано и ранее: //не отнимется скипетр от Иуды, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство.// А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что передано было Иудеям в образах, то есть когда Господь входил в храм в Иерусалиме, то вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: //обрящета жребя привязано... отрешша е, приведита: И аще кто вама речет: что творита сие; рцыта, яко Господь требует е// [[new:mk:11:02|(Мк. 11:2-3)]]. **Исперет вином одежду свою,** то есть кровью Своей омоет тело Свое, **и кровию гроздия одеяние Свое,** то есть кровью Своей омоет плоть, которая была покровом Божества Его. **Радостотворны очи Его паче вина,** потому что истина помышления Его светлее чистого вина.** И белы зубы Его паче млека,** потому что прекрасно и чисто учение уст его. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** В еврейском тексте это выглядит так: «Привязывающий к виноградному кусту своего ослёнка и к sorec (שֹּׂרֵקָ֖), сын мой, свою ослицу». Потому что, как легко догадаться, он привязал сына ослицы, на которого воссел Иисус (под сыном ослицы надо понимать языческий народ), к виноградному кусту апостолов, которые были из иудеев. «И к sorec», то есть к лучшему виноградному кусту, он привязал ослицу, на которую воссел Христос, то есть Церковь, собранную из языческих народов. А тем, что он говорит «сын мой», он делает ἀποστροϕή («личное обращение» – Прим. перев.), к самому Иуде, потому что всё это осуществит не кто иной, как Христос. Но также и то следует знать, что там, где мы читаем: «Привязывающий к виноградному кусту своего ослёнка», вместо «ослёнка» в еврейском тексте может быть прочитано «свой город». В соответствии с тем же смыслом здесь другими словами изображена Церковь, о которой написано в ином месте: //«Не может укрыться город, стоящий на верху горы»// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]], а также: //«Сильное течение реки веселит город Божий»// [[old:ps:045:05|(Пс. 45:5)]]. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт. 49:1–2, 8–12). В сей паремии содержится предречение патриарха Иа­кова о судьбе потомства сына его Иуды. Ст. 11-12 **Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего. Исперет** [омоет] **вином одежду свою и кровию гроздия одеяние свое. Радостворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека** Сими словами обещается Иуде, в лице его потомства, внешнее благосостояние в земле обетованной. Именно ко­лену Иудову, при разделе Ханаанской земли, достанется удел столь обильный виноградом, что к виноградным лозам и веткам **«винничию»** будут привязывать домашний скот, не жалея, что привязанное к ним животное может их поломать и попортить, – и что во время собирания виноградных **гроздьев** одежда собирающих, обрызганная красным соком их, будет казаться омытою **в крови**. Действительно, в уделе колена Иудова были местности, дававшие лучшее вино­градное вино во всей земле Израильской, например, пус­тыня Энгедди, Хеврон, Вифлеем и долина Эскол. Согляда­таи, посланные Моисеем для осмотра Ханаанской земли, срезали в этой долине кисть винограда, которую по причи­не ее тяжести можно было нести на носилках двоим [[old:chis:13:25|(Числ. 13:25)]]. – **«Радостотворны очи его паче вина и белы зубы его паче млека»**. Если жители удела колена Иудова будут смотреть весело, веселее чем вкусившие **вина**, веселящего сердце человека, если из раскрытых улыбкой радости и веселия уст будут видны **зубы, белейшие молока** – это будет служить признаком их здоровья и красоты. На праздник Ваий положено читать рассмотренную паремию потому, что содержание ее имеет близкое отно­шение к тому событию, которое составляет предмет этого праздника. а) В паремии Иуда изображается приемлющим покло­нение и похвалу от братьев, могучим и страшным врагам, как лев. Подобно сему и Господь Иисус Христос, вступаю­щий в Иерусалим на осляти в сопровождении учеников и ликующего народа, является приемлющим от братьев Своих по плоти поклонение и хвалебные восклицания, как Царь и как Победитель смерти и врагов Своей Церкви. Это поистине тот победоносный //«лев от колена Иудова»//, о кото­ром говорится в Апокалипсисе [[new:otkr:05:05|(Откр. 5:5-6)]]. Мессия, имеющий произойти из колена Иудова, в пророчестве Иакова называется «Чаянием языков» Согласно сему пророчеству, Господь Иисус для вступления в Иеру­салим воссел на молодое осля, еще не носившее ярма, и тем образовавшее язычников, не знавших ига закона, ходив­ших по воле сердец своих и долго ждавших Спасителя. «Седение на осляти царя Христа предызображало, – по учению Церкви, – претворяемую из неверия в веру неук­ротимость язычников» (см. стихиры в праздник Ваий, на «Господи воззвах»). Подобное прообразовательное значение должно приписать упоминаемому в пророчестве Иакова привязанию осляти к виноградной лозе. Хозяин, привязующий осля к лозе, не есть ли образ Господа Иисуса, приво­дящего язычников к Своему духовному винограднику, т. е. к Церкви, и привязующего их к Себе, как к животворной лозе [[new:in:15:01|(Ин. 15:1)]]? //**Толкование на паремии из книги Бытия**// ===== Руфин ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** Это в собственном смысле и исключительно говорится о Христе, ведь и Сам Он, привязав к лозе Своего осленка, сказал: //Я есмь истинная виноградная лоза// ([[new:in:15:01|Ин. 15:1]])... Его //осленок// - это народ, вышедший из язычников, на который никогда еще не было возложено бремя Закона и на которого еще никто не садился, кроме Него, первого. А //сын ослицы своей// - это те из прежнего народа иудейского, называемого здесь //ослицей//, которые были избраны для спасения и о которых пророк говорит: //хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется// (ср. [[old:is:10:22|Иc. 10:22]]). Итак, отвергнута //ослица//, которая предпочла переносить бремя Закона в неверии, избирается же //осленок//, рожденный от нее, то есть принимается новый народ, вышедший из ветхого по вере, и приобщается к народу, вышедшему из язычников. А о Христе говорится, что Он есть //виноградная лоза//, потому что Он воспринял человеческую природу, к которой Бог Слово //привязывает осленка Своего//. То есть Он собирает Свой народ и приобщает его к той жизни, какую Он вел во плоти, чтобы по образу Его //осленка, привязанного// к Его плоти, этот народ становился вместе с Ним сыном Божиим и сонаследником Христу (ср. [[new:rim:08:17|Рим. 8:17]]; [[new:ef:03:06|Еф. 3:6]]). Под //осленком// мы понимаем здесь сам ум по причине обновления жизни. Этот ум Господь в некоем другом месте называет ребенком, когда говорит: //если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное// ([[new:mf:18:03|Мф. 18:3]]). //Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом// ([[new:1kor:06:17|1 Кор. 6:17]]), и **он привязывает к виноградной лозе осленка своего**, говоря: //А мне благо приближаться к Богу// ([[old:ps:072:28|Пс. 72:28]]). **И к ростку винограда сына ослицы своей**. Этот //виноградный росток//, или, как мы объяснили выше, вьюнок, можно понимать в смысле утонченного и витиеватого знания, к которому //привязан сын ослицы//, то есть ум души, оберегающий саму душу от падения. Что касается исторического толкования, здесь, по-видимому, обозначается земля [Израиля], плодородная виноградом (см. [[old:vtor:08:07|Втор. 8:7-]][[old:vtor:08:08|8]]; [[old:nav:24:13|Нав. 24:13]]), а в гиперболическом плане - изобилие вина. Но мистическое толкование придает этим словам более возвышенный смысл. Ведь мы справедливо понимаем //одежду// Христа, //омытую в вине//, как Его Церковь, //не имеющую пятна или порока// ([[new:ef:05:26|Еф. 5:26-]][[new:ef:05:27|27]]), которую Он Сам для Себя очистил Своей кровью. Ибо //не серебром или золотом//, как сказал апостол, //искуплены вы, но драгоценною Кровию Единородного Сына Божия// (ср. [[new:1pet:01:18|1 Пет. 1:18-]][[new:1pet:01:19|19]]). И потому вином Своей крови, то есть// банею возрождения// ([[new:tit:03:05|Тит. 3:5]]), Христос омывает Церковь. И мы через крещение погребаемся с Ним в Его смерти и крови, то есть //крещаемся в Его смерть// ([[new:rim:06:03|Рим. 6:3]]). Однако рассмотрим, каким образом Он омывает //одеяние// Свое //в крови гроздей//. //Одеяние// представляется чем-то более близким или более сокровенным телесным покровом, чем //одежда//. Следовательно, те, которые были прежде омыты //банею// и облечены Его //одеждою// (ср. [[new:gal:03:27|Гал. 3:27]]), после этого могут приступать к таинству [Евхаристии] из //крови гроздей//, как к тайне более глубинной и сокровенной, и они называются причастными Его //одеянию//. И также душа //омывается в крови гроздей//, когда она начинает усваивать смысл этого таинства. Ведь душа, ощущающая и познающая силой крови Слова Божия, становится чем восприимчивее, тем чище; и она омывается изо дня в день для совершенствования знания и, соединяясь с Господом, становится не только //одеянием// Его, но также //одним Духом// с Ним ([[new:1kor:06:17|1 Кор. 6:17]]). //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое** См. Толкование на [[old:gen:49:08#lopuxin_ap|Быт. 49:8]] [<10>]