[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. **«И белы зубы его паче млека»**; показывает праведность и славу Судии. Под образом зубов и молока не что другое хотел обозначить, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** Подразумевая пророков и апостолов, пророк говорит: **радостны очи его от вина, и зубы его белее молока**. Действительно, первые, подобно очам Христа, предвидели и возвещали Его пришествие, как Он сам о них говорит: //Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой// ([[new:in:08:56|Ин. 8:56]]), и один из пророков говорит: //видел я Господа Саваофа// (ср. [[old:is:06:01|Ис. 6:1]]) - видевшие Его исполнились духовной радости. А вторые, то есть апостолы, которых Господь очистил от всякой скверны грехов, стали //белее молока//, и их потом не очернила никакая грязь. Ведь молоко - временно, благодать же апостолов сохраняется вечно, и они доставляют нам это духовное и небесное пропитание, кормя чрево нашего внутреннего ума. Есть также и те, кто считает ослепительно белыми заповеди Господа, которые произошли из Божественных уст и стали для нас как бы молоком, питаясь которым, мы приходим потом к вкушению небесного хлеба (ср. [[new:in:06:51|Ин. 6:51]]). Поэтому и Павел говорит: //Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах// ([[new:1kor:03:02|1 Кор. 3:2]]). Коринфянину в начале веры предлагается попить молока, тогда как святые, вера которых возвещается во всем мире, питаются более твердой пищей, поскольку они уже отняты от груди. //**О патриархах.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** См. Толкование на [[old:gen:49:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 49:8]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** Так многими различными именами иносказательно обозначается Слово: //еда, плоть, пища, хлеб, кровь// и// молоко//. Все это есть Господь - для того, чтобы это вкушали мы, уверовавшие в Него. И пусть никто не считает странным наше утверждение, что //молоко// иносказательно обозначает кровь Господню. В самом деле, разве она (кровь) не обозначается также //вином//? Ведь сказано:// моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое//. Это означает, что Господь будет украшать тело Слова Своей кровью, точно так же, как, несомненно, Он будет вскармливать Своим Духом алчущих Слова. //**Педагог.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** Изобразив будущую судьбу Иуды в продолжении времен, или исторически, Иаков, наконец, вписывает оную в отношении к его местопребыванию, или географически, и предвещает ему, что очи его будут сиять от вина, веселящего сердце, и уста будут исполнены млека, подобно как у младенцев, у которых оно по вкушении еще белеет в устах. ...«Очи его червленеют от вина, и зубы его белеют от млека». Во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста — изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда он восстанет яко от сна, яко силен и шумен от вина [[old:ps:077:65|(Пс. 77:65)]]. И очи его, яко пламень огня [[new:otkr:01:14|(Откр. 1:14)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** Затем, указывая на Его пророков и апостолов, пророк говорит: **радостны очи его от вина, и зубы его белее молока**. Итак, //очами// Христа стали пророки, радовавшиеся о силе Духа и предвозвещавшие страдания, которые предстояло Ему перетерпеть и которые послужили также и последующим поколениям, чтобы, уверовав, всякий человек мог быть спасен. А слова Иакова: //и зубы его белее молока//, - указали на апостолов, освященных Его словом и ставших подобными молоку, которые дали нам духовную и небесную пищу. Или же пророк говорит здесь еще и о заповедях Господа, происшедших из святых Его уст и ставших для нас молоком, чтобы, будучи вскормлены ими, мы смогли причаститься небесного хлеба (ср. [[new:in:06:51|Ин. 6:51]]). //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** См. Толкование на [[old:gen:49:11#prp_efrem_sirin|Быт. 49:11]] ===== Руфин ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** //Очи// Христа будут очами, дарующими свет знания всему телу, как написано в Евангелии: //Светильник для тела есть око// ([[new:mf:06:22|Мф. 6:22]]). И эти очи //благодатны//, ведь слово знания //приправлено солью// ([[new:kol:04:06|Кол. 4:6]]), чтобы доставить благодать слушающим. Следовательно, человек именуется //благодатным// не потому лишь, что он несет слово знания, имеющее в себе благодать, но и из-за того, что он доставляет благодать слушающим. Ведь сказано: //услышав это, мудрый станет мудрее// ([[old:pr:01:05|Притч. 1:5]]). Так и **благодатны очи его от вина**, поскольку в слове знания нет ничего водянистого, жидкого и холодного. Оно подобно вину, которое //веселит сердце человека// ([[old:ps:103:15|Пс. 103:15]]) и которое изливается на раны того, кто попался разбойникам (ср. [[new:lk:10:30|Лк. 10:30]], [[new:lk:10:34|34]]). Потому раны слушающих, то есть грешников, не только умягчаются благодаря нежности елея, но также очищаются терпкостью вина (ср. [[old:ps:050:09|Пс. 50:9]]). Уже не раз мы говорили о порядке и значении членов тела Христова, и кажется неуместным вновь повторять то же самое в этом месте. Так, //зубы его//, которые// белее молока//, суть те, которые своими зубами могут жевать и мелко перемалывать твердую и крепкую пищу Слова Божия. О них же апостол говорит в Послании к Евреям: //твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла// ([[new:evr:05:14|Евр. 5:14]]). О несовершенных же коринфянах он говорит: //Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах// ([[new:1kor:03:02|1 Кор. 3:2]]). Итак,// зубы его белее// тех, кто питается молоком: то есть те, кто может есть и усваивать совершенную пищу, превосходят тех, кто все еще нуждается в молоке, будто дети. Наконец, и в Законе те животные, которые жуют жвачку и принятую ими пищу вновь возвращают к своим зубам, и, уже измельченную, передают для питания своего тела, указываются в виде чистых (ср. [[old:lev:11:03|Лев. 11:3]]). Так же и здесь самым надлежащим образом говорится, что //белее зубы его//. Ведь все совершенные, все изъясняющие пищу Писания при помощи подобающих и компетентных толкований и предоставляющие ясный и простой смысл, именуемый духовным, телу Церкви, должны быть белыми, чистыми и свободными от всякого порока, чтобы о них нельзя было сказать: //как же ты, уча другого, не учишь себя самого?// ([[new:rim:02:21|Рим. 2:21]]). //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока** См. Толкование на [[old:gen:49:08#lopuxin_ap|Быт. 49:8]] [<10>]