[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 14-15 **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани** //О Иссахаре// **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани** [[old:gen:49:14|(Быт. 49:14-15)]]. Иссахар значит «награда» (ср.: [[old:gen:30:16|Быт. 30:16-17]]). Судя по этому значению, он может быть некоторым предызображением и ясным образом тех, которые находятся в положении как бы отделенных Богом и Отцом Христу за вознаграждение. Ибо //проси у Меня//, говорит Давид, //и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]. Он же поет и в другом месте, едва не указывая, думаю, на отданных Еммануилу: //Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева// [[old:ps:126:03|(Пс. 126:3)]]. Даны, как бы так говорит он, Еммануилу, в виде некоего награждения уверовавшие из племени Израиля и из иного множества, разумею язычников. Наименовав же Иисуса Господом он сказал, что сей Иисус соделался и плодом чрева, по причине уподобления нам. Ибо Он рожден от жены и явился плодом девической утробы. Итак, Христос приобрел верующих. И о них-то Он говорит Небесному Отцу и Богу: //которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]] Они-то и возжелали //доброе//, то есть все, что может быть называемо и поистине есть избранное и наиболее любезное Богу. Это они считают за важное и стараются совершать, чтобы от чистого сердца, возглашая, говорить: //Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого// [[old:ps:018:10|(Пс. 18:10-11)]]. К тому же доброе дело желать быть в подчинении у Самого Христа, о чем говорит и невеста в Песни Песней: //В тени ее люблю я сидеть// [[old:pp:02:03|(2:3)]]. Достигший такого расположения народ с точностью усматривает назначенные от Бога пределы (жребии) наследия, то есть обетованные благочестивым блага, составляющие предмет надежды их. Об этом и божественный Давид сказал: //В Твоей руке дни мои// [[old:ps:030:16|(Пс. 30:16)]]. Он как бы успокоится на них, и во всяком случае и непременно почиет, потому что достигнет предмета ожидания своего. Таким образом, восхвалив свой совет и суд и не малого удивления удостоив успокоение на сем, то есть вечную честь, жизнь в совершенном освящении, нескончаемую славу, непрестающее царство и то, что превыше ума и языка, он будет, наконец, терпелив. Ибо увидев, что земля тучна, он подложит рамы, как сказано [[old:gen:49:15|(Быт. 49:15)]], и возлюбит труд. Пример взят от привыкших обрабатывать землю, которые весьма любят труд и привязаны к заступу, и усердно трудятся над сохою, если только получили тучную землю, представляя себе, как я думаю, обильные плоды и то, что будет от нее. К этому побуждает нас некоторым образом и премудрый Осия, говоря: //Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду// [[old:os:10:12|(Ос. 10:12)]]. И блаженный Павел молился о нас, говоря: //Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело// [[new:2kor:09:10|(2 Кор. 9:10]] и [[new:2kor:09:08|8)]]. **//Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод** **Иссахар осел крепкий** и проч. Осел, говорит Филон (De sacrif. Ablis et Cainis), есть символ труда. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод** //Иссахар// иносказательно изображает Спасителя, Который единственный с самого детства// добра возжелал//. Как и Исайя говорит: //прежде, нежели этот младенец узнает, как называть отца или матерь, он отвергнет худое, чтобы избирать доброе// ([[old:is:07:16|Ис. 7:16]]). Он //отдыхает посреди удела// пророков - чтобы исполнить сказанное ими. В самом деле, и на горе Фаворской явились Моисей и Илия, беседующие с Ним, справа и слева от Него, чтобы Спаситель оказался отдыхающим посреди них (см. [[new:mf:17:03|Мф. 17:3]]). //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод** **Иссахар, муж крепкий, почивая посреде стезей,** изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. **И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна**, то есть видит, что Церковь Его добра и обитель Его свята, и подклоняет выю Свою под крест, и соделывается Искупителем от грехов. Ст. 14-15 **Иссахар, муж крепкий, почивая посреде пределов**. Это - Гедеон, который через послов призывает всех на поражение Мадианитян, с тремястами мужей укрепляется и нападает на многочисленный стан неприятельский, в котором были тысячи и тьмы. **И видев покой,** то есть место наследия его,** яко добре, и землю, яко тучна,** потому что текла медом и млеком. И хотя наследие его было не лучше наследия других колен, но Иссахар превзошел других благодарностью. **Подложи рамы свои в рабство** - не язычникам, но Богу;** и бысть раб** для приношения дани, то есть для приношения Левииным сынам десятины из стад и земных произведений. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 14-15 **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани** Желающему доброго не помыслом только и словом, но самым делом надлежит всю жизнь прилагать о сем труде, чтобы, возделав плоды многообразной добродетели, достигнуть таким образом небесного упокоения и царствия. Смотри, как о сем говорит патриарх Иаков: **«Иссахар доброе возжела, почивая посреде пределов: и видев землю, яко тучна, подложи рамы своя на труде, и бысть муж земледелец»** [[old:gen:49:14|(Быт. 49:14-15)]]. И Пророк Иеремия говорит: //«дай сердце твое на рамена твои»// [[old:ier:31:21|(Иер. 31:21)]], – то есть, став деятельным, благие изволения приведи в дело. **//Письма на разные темы. Диакону Фессалию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-15 **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани** В еврейском тексте написано так: «Иссахар – осел костлявый, лежащий между границами. И видит он покой, что он хорош, и землю, что она приятна: и преклонил плечо своё для ношения бремени и стал работать в уплату дани». Поскольку выше он сказал о Завулоне, который овладеет берегами Великого Моря и даже достигнет Сидона и других финикийских городов, то теперь возвращается к территории, расположенной внутри страны, и, давая своё благословение, делает наследником Иссахара, потому что он станет владельцем прекраснейшей области Галилеи, рядом с Неффалимом. А костлявым ослом, приспособившим свои плечи для ношения бремени, он назван потому, что больше всего был занят трудом по обработке земли и перевозке грузов (плодов, произведённых в его владениях) к морю, в том числе для доставки дани царям. По мнению евреев, здесь посредством метафоры указывается на то, что Иссахар, размышляя над святыми Писаниями днём и ночью, вкладывал в этот труд всё своё усердие, и поэтому все колена Израилевы должны были служить ему и, словно учителю, приносить дары. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Руфин ===== **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод** В предшествующих рассуждениях мы различили, что вожделение человека может изображаться //Рувимом//, гнев - //Симеоном//, а неверно направленная мудрость - //Левием//. Но мы также показали, что человек раскаивается в грехах в образе //Иуды//, а в значительной степени обращается - в образе //Завулона//. В //Иссахаре// же, что означает «вознаграждение», мы видим, что человек уже ожидает себе награды за хорошую работу. Потому что он не только отбросил зло, но и //добра возжелал//, и даже //отдыхает посреди уделов//. //Посреди// находится тот, кто, согласно увещеванию Премудрости, //не уклоняется ни направо, ни налево// ([[old:pr:04:27|Притч. 4:27]]; ср. [[old:vtor:05:32|Втор. 5:32]]), что означает держаться прямой линии и идти путем добродетели. Здесь //уделы// могут быть истолкованы следующим образом: уделом называется то, благодаря чему кому-либо уделяется часть наследства. И это происходит отнюдь не случайно, как полагают язычники, но Божиим решением и распределением. Поэтому в нравственном смысле //уделы// нам следует понимать как Божии заповеди, через которые приобретается небесное наследство. Следовательно, человек, уже обратившийся, также уповает на вознаграждение за свои труды, и он всегда// отдыхает посреди уделов//, то есть посреди заповедей Божиих, //видя, что покой хорош, и что земля тучна// ([[old:gen:49:15|Быт. 49:15]]). После того, как он прекратил и завершил борьбу, которая велась внутри его мыслей, - //ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти// ([[new:gal:05:17|Гал. 5:17]]), - дух его почил в Боге. И тогда //увидел он, что покой хорош//, так что Иисус мог бы теперь сказать ему: //пойдите и отдохните немного// ([[new:mk:06:31|Мк. 6:31]]). //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод** См. Толкование на [[old:gen:49:13#lopuxin_ap|Быт. 49:13]] [<10>]