[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-18 **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи** //О Дане// **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи!** [[old:gen:49:16|(Быт. 49:16-18)]]. Опять прежде всего следует речь о словопроизводстве имени. Дан значит «судия», или «суд». Может показывать в себе и он образ славного и дивного лика святых Апостолов, которые положены были в основание уверовавших и получили право судить, право же это дал им Христос. Так и божественный Павел говорит: //Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?// [[new:1kor:06:03|(1Кор. 6:3.)]] Таким образом //Един Законодатель и Судия,// по Писаниям [[new:iak:04:12|(Иак. 4:12)]], Христос. Если же за Христа исполняют дело Его Апостолы, и им доверено //слово примирения// [[new:2kor:05:19|(2 Кор. 5:19)]], то ничего нет странного, если и они будут представляемы как судии по подобию Христа. Восклицал в одном месте и великий Исайя, поставляя в ясность боголепное Царство Христово и проповедь самих святых Апостолов: //Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону// [[old:is:32:01|(Ис. 32:1)]]. Ибо издревле царствовали над Иерусалимом происходившие из колена Иудова цари; а для суда назначаемы были заведовавшие Святою Скиниею и получившие жребий священства. //Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его// [[old:mal:02:07|(Мал. 2:7)]]. Когда же сень законная как бы сократилась, и чрез Христа введено служение в духе и истинное, тогда мир стал нуждаться уже в более славных судиях, и к этому призваны были Божественные ученики, которые и приняли жребий, принадлежавший законным учителям. Поэтому матери иудеев, то есть Иерусалиму, и говорено было от Бога устами Псалмопевца: //Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои// [[old:ps:044:17|(Пс. 44:17)]], то есть произносящие тебе суд сыны получили место отцов. Господу же нашему Иисусу Христу: //Ты поставишь их князьями по всей земле// (там же). Это всякий может видеть и приведенным в исполнение. Ибо мы считаем князьями и имеем судиями вселенскими святых учеников, в учении которых высказывается и самое таинство Христово, поскольку они сами суть и раздаятели спасительного слова, и виновники совершаемых действий. Они отделяют, как негодное, то, что бесполезно для воспитываемых ими, и напротив советуют делать то, что полезно. Итак, Дан, сказано, то есть те, которые вообще по времени могли бы быть избраны для суда над языками и народами, будут управлять так могущественно и со столь великою славою, как, без сомнения, могло бы только одно из колен Израилевых. При этом разумеется, думаю, во всяком случае царствующее колено Иудино, а не какое-либо другое. Что почтены и достигли вершины славы со стороны поклонников Спасителя избранные Им в руководителей и учителей всей подсолнечной, в этом как возможно сомневаться? Однако, что начальствование для них не будет совершенно без скорбей, что, напротив, они имели испытывать многие и бесчисленные бедствия, что будут испытывать препятствия и течение апостольства своего найдут не совсем свободным от опасностей, на это Иаков указал как бы в прообразе, говоря: **да будет Дан** [[old:gen:49:17|(Быт. 49:17)]], вместо того, чтобы сказать: будет Дан народ преследующих, как** змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня** (там же), то есть, предлагая трудные и неизъяснимые учения. Посему укушения ехидн (змей) некоторым образом неизбежно влекут за собою опасность, хотя бы направлены были и на пяту. Ибо сказано //оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту// [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]]. Так и на святых Апостолов некоторые делали наветы, доводя их и до самой телесной смерти. И в этом случае они, говорим, подвергаются тому же, чему иногда подвергается и всадник, когда споткнется у него и упадет на задние ноги конь. Ибо при этом всадник также наклоняется назад и, падши на землю, ожидает того, кто бы спас его. И Божественные ученики ожидают времени славы своей и спасения, в каковое время они призваны будут в Царство непоколебимое и вечное, когда воззовет к ним Христос: //приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]]. Ибо они течение скончали, соблюли и веру. Поэтому и получат //неувядаемый славы венец// (Сн.: [[new:2tim:04:07|2 Тим. 4:7-8]]; [[new:1pet:05:04|1 Пет. 5:4]]). Если же кто захотел бы, чтоб не против Дана некоторые были как бы в засаде на пути подобно змиям, но чтобы сам Дан делал на других наветы: то мы скажем, что имевшие судить и научать народ книжники и фарисеи наподобие злейших ехидн (змей) нападали на Христа и как бы некоего всадника едущего по голой и узкой тропинке, укусив, нечестиво схватили. Но если и пал всадник, добровольно потерпев телесную смерть, однако Он и воскреснет, имея споспешником и помощником своим Отца. Ибо будучи силою Бога и Отца, Сын сам оживотворил свой храм. Поэтому и говорится, что Он спасен Отцем, когда подвергался опасности как человек, хотя, будучи по естеству Богом, Он сам содержит всю видимую и невидимую тварь в ее благосостоянии. Так разумея, и божественный Павел говорит о Нем: //Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею// [[new:2kor:13:04|(2 Кор. 13:4)]]. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля** **Дан будет судить людей своих**, полнее: «Дан не вотще наименован от суда. Он будет иметь, как и прочие колена Израилевы, своих старейшин и судей». Некоторые относят сие предсказание преимущественно к Самсону. **Как одно из племен Израилевых**. То есть хотя он сын рабыни, однако племя его будет равно с прочими племенами. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля** **Дан судити имать люди своя, яко и едино** из колен. Если потомки Дана судили народ свой, то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды и Кому принадлежит Царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поскольку спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены, то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: "Ждал я спасения Твоего, Господи". Ст. 16-18 **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи** **Дан судити имать люди своя.** Это - Самсон, который двадцать лет был судьей Израильским. //Яко един из племен Израилевых,// то есть как один из братьев своих, свободных сынов Иакова. **Будет Дан змий** над землей, то есть на местах гористых, и уподобится змеям, водящимся в пустынях Синайских, которые поднимают голову свою из земного праха. //Василиск на распутии,// то есть как идущие по бездорожью боятся горных змей и идущие по проложенной дороге боятся василисков (аспидов), скрывающихся при путях, так Филистимляне будут бояться Самсона, пойдут ли по проложенной дороге или по местам, где нет пробитой стези. **Угрызая пяту конску, и падет конник вспять** от голода, какой был у Филистимлян, когда Самсон лисицами пожег их нивы. Голод сей подавит их, как конь давит всадника. Не имея хлеба, они падут. И поскольку нет у них надежды, уподобятся упавшим навзничь. **Ждал я спасения Твоего, Господи**. Или Филистимляне ожидали себе спасения от Господа, когда был у них кивот (ковчег Завета), взятый ими в плен; или говорится это о сынах Дановых; или Иаков разумеет весь Израиль, научая этим, что все, бывшие их спасителями, служили только образом того великого избавления, какое для всех народов совершится истинным Спасителем Иисусом. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16-18 **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи** Самсон, судья Израиля, был из колена Данова. Поэтому Иаков говорит здесь следующее: «Я теперь вижу в духе, как твой назорей Самсон отращивает волосы и, перебив врагов, одерживает над ними победу. Потому что, словно змей и василиск, которые препятствуют движению по дорогам, он не позволяет никому проходить через землю Израиля. Но даже если кто-нибудь, необдуманно понадеявшись на свою мощь, словно на резвость коня, захочет вероломно разграбить землю, у него не хватит сил, чтобы спастись бегством». Всё это он говорит посредством метафоры змея и наездника. [А далее:] «Итак, я вижу, что твой назорей очень силён. И поскольку он сам умер из-за блудницы и посредством своей смерти убил всех наших врагов, то я подумал, Боже, что это и есть Твой Сын Христос. Но поскольку он умер и не воскрес, а Израиль был опять уведён в плен, то я буду ждать другого Спасителя мира и моего народа, Которому предназначено прийти, и Он станет Тем, Кого будут ожидать народы (ср. [[old:gen:49:10|Быт. 49:10]] по LXX)». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-18 **Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи** Колену Дана, сына Иакова от наложницы, усвояется равное право с племенами сыновей от Лии и Рахили (то же имеет силу о Гадовом, Асировом и Неффалимовом): оно будет судить (jaden — намек на значение Dan), т. е. управляться самостоятельно и даже влиять на жизнь др. колен, подобно всякому др. колену. Таргум Онкел., Мидраш и мн. древние и новые толкователи видят здесь указание на данитянина Самсона. Врагов своих колено Даново будет побеждать не столько в открытой борьбе (как Иудино, олицетворяемое в образе льва), сколько тайными засадами и вообще хитростью — свойствами, отличающими в животном царстве змей: «//Дан будет змеем и аспидом»// [[old:gen:49:17|(ст. 17)]]. Эти непривлекательные черты племени Данова, исторические данные для пояснения которых с точностью не могут быть указаны (Таргумы и Мидр. относили эти качества к Самсону, др. толкователи к данитянам, захватившем Лаис, [[old:sud:18:01|Суд. 18:1-29)]], и неупоминание о колене Дана в Апокалипсисе в речи о запечатленных в каждом колене Израилевом [[new:otkr:07:04|(Откр. 7:4-8)]] дали основание для предположения многих святых отцов и учителей Церкви, что из колена Данова произойдет антихрист. По мнению блаженного Феодорита, «Дух Божий, предрекший через патриарха о Спасителе нашем, в сем предречении говорит и об антихристе» (отв. на вопр. 112). Молитвенное воззвание Иакова в [[old:gen:49:18|ст. 18]] имеет или частное отношение к пророчеству о Дане — скорбя о будущем отпадении данитян от веры и благочестия, Иаков поручает их заступлению Божию, или ко всем вообще коленам — с мыслью низвести на них благословение Божье. Восклицание это образует переход от первой группы, в которой главная и центральная фигура — Иуда и его колено, ко второй, где главное значение принадлежит потомству Иосифа, и заключает в себе моление о взаимном мире племен Иуды и Иосифа. Может быть, воззвание это — просто молитвенный вздох умирающего патриарха. **//Толковая Библия.//** [<10>]