[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы** Тот, Кто ослабил мышцы их, говорит он, всемогущ. Сам Бог мой помог тебе. Посмотри на эту искреннюю любовь праведника к Господу, по которой он Господа вселенной называет только своим Богом, не ограничивая тем Его владычества и не отвергая Его власти над вселенною, но выражая собственную свою сильную любовь к Нему. **«И благослови тя благословением небесным свыше»**. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 25-26 **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими** Говоря о //сосцах//, Иаков сказал о двух Заветах, в одном из которых Христос был возвещен, а в другом показан. И хорошо сказано, что //сосцы//, потому что Сын воспитал нас, вскормив как бы духовным молоком, и представил Богу. Или же он говорит о сосцах Марии, которые были поистине благословенны и благодаря которым святая Дева питала молоком народ Господень. Поэтому и та женщина в Евангелии говорит: //блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие//! ([[new:lk:11:27|Лк. 11:27]]) Иаков говорит: **благословение утробы, благословение отца твоего и матери**, и если мы решим понимать это только как утробу Марии, то для нас останется неизвестной причина, по которой он объединил оба благословения, ибо он мог бы сказать лишь про утробу матери. Однако, я думаю, нам лучше понять это, следуя за духовной тайной: как два рождения Господа Иисуса - по Божеству и по плоти, потому что Он был рожден от Отца прежде веков. Поэтому и Отец говорит: //Излилось из сердца моего Слово благое// ([[old:ps:044:02|Пс. 44:2]]), потому что Сын произошел из глубочайшей и непостижимой сущности Отца и всегда пребывает в Нем. Поэтому и евангелист говорит: //Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил// ([[new:in:01:18|Ин. 1:18]]). Поскольку, стало быть, //недро Отчее// понимается в духовном смысле, как некое сокровенное место Отеческой любви и естества, в котором всегда пребывает Сын, - то и //утроба Отца// есть духовная утроба внутреннего святилища, из которого произошел Сын, словно из рождающего чрева. Вообще же мы читаем в разных местах то про //утробу// Отца, то про Его //сердце//, из которого излилось Слово ([[old:ps:044:02|Пс. 44:2]]), то про Его //уста//, из которых произошла праведность и из которых вышла Премудрость, как она сама говорит:// я вышла из уст Всевышнего// ([[old:prsir:24:03|Прем. Сираха 24:3]]). Итак, когда Единое не ограничено и все сущее воспевает Единое, то благословение обозначает скорее духовную тайну рождения от Отца, нежели некую часть тела. Тем не менее, подобно тому как мы мыслим это рождение от Отца, давайте, для совершенства веры, помыслим и рождение от Марии - когда благословляется //утроба матери//, та самая девственная утроба Марии, Которая родила нам Господа Иисуса. Отец говорит об этой утробе через пророка Иеремию:// прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы матери, Я освятил тебя// ([[old:ier:01:05|Иер. 1:5]]). Итак, пророк показал две природы во Христе - Божественную и телесную, одну - от Отца, другую - от Девы, однако так, что Христос не лишился своего Божества, когда родился от Девы и пребывал в теле. **Оно превысило все горы и приятности холмов вечных**, ибо, словно свет небесный (ср. [[new:in:01:09|Ин. 1:9]]), Он просиял над всеми теми мужами с высочайшими заслугами - над патриархами, пророками и апостолами, и даже сверх солнца, луны и архангелов, как Он Сам говорит: //Ученик не выше, учителя, и слуга не выше господина своего// ([[new:mf:10:24|Мф. 10:24]]). Ибо кому из них могло подчиняться все это, если Он Сам дал им то, чем они были? Все святые благословляются в Нем, потому что Он Сам есть //глава// всего, превыше всех глав (ср. [[new:ef:01:22|Еф. 1:22]], [[new:ef:04:15|4:15]]) - ибо //жене глава - муж, мужу глава - Христос// ([[new:1kor:11:03|1 Кор. 11:3]]; ср. [[new:ef:05:23|Еф. 5:23]]), - и превыше всех вершин, потому что Он есть вершина, превосходящая все вселенные. Однако высочайшая точка принадлежит праведным, которых Он называет //братьями//, приобретенными по благодати и по причастности к возрождению (ср. [[new:mf:12:49|Мф. 12:49-]][[new:mf:12:50|50]]). Поэтому и под //братьями Иосифа// мы скорее понимаем тех братьев, о которых говорит псалмопевец: //Возвещу имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя// ([[old:ps:021:23|Пс. 21:23]]). //**О патриархах.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы** См. Толкование на [[old:gen:49:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 49:22]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы** **Благословениями небес свыше**. То есть благотворным дождем. **Благословениями бездны, лежащей долу**. То есть землю, орошаемою водами и потому плодоносною. **Благословениями сосцов и утробы**. То есть обилием млека и плодородием скота. Сими благословениями благословлены были Иосиф в Египте, а потомство его в Палестине. Флавий о земле его, под именем Самарии, пишет, что она по большей части орошается дождем, что все потоки в ней отменно приятны, что по причине множества хорошей травы скот более дает молока, нежели в других местах (De bell. Jud. L. Ill, с. 4). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== Ст. 25-26 **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими** Поскольку Слово родилось и духовным образом, и плотским, будучи одновременно Богом и человеком, то весьма справедливо пророк назвал утробу **утробой отца и матери**; и если это понять не так, как мы предлагаем, то фраза может показаться смешной. В самом деле, //утроба// относится только к женской природе, однако здесь он сказал: **ради благословения утробы отца твоего и матери твоей**, чтобы ты понял, что Слово родилось из двух сущностей - из сущности Бога и из сущности Девы. //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы** См. Толкование на [[old:gen:49:22#prp_efrem_sirin|Быт. 49:22]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы** См. Толкование на [[old:gen:49:22#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 49:22]] ===== Лопухин А.П. ===== **от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы** См. Толкование на [[old:gen:49:22#lopuxin_ap|Быт. 49:22]] [<10>]