[<10>] ====== Толкования на Быт. 50:2 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля** **Врачам**. Вероятно, что искусство врачевания и бальзамирования тел обычай у древних египтян соединял в одном роде людей. **Приготовить к погребению**. То есть бальзамировать. Иосиф следует здесь обычаю египтян. По описанию Геродота (L. II, с. 86), бальзамирование состояло в извлечении мозга чрез ноздри и внутренностей чрева чрез отверстие в левом боку, в наполнении очищенной внутренности благовонными веществами, в осолении всего тела погружением в селитру и, наконец, в обвитии оного и в покрытии смолистым веществом. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт. 49:33, 50:1-26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа. **И повеле Иосиф рабом своим погребателем погребсти отца своего: и погребоша погребателие Израиля** См. Толкование на [[old:gen:50:01#ep_vissarion_nechaev|Быт. 50:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней** Бальзамирование — этот специфически египетский обычай — совершается над телом Иакова не столько в силу его положительного завещания бальзамировать его, как полагали раввины, сколько — для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан. Бальзамирование совершают врачи (евр.: ropheim, ἐνταφιασταί, слав.: «погребатели») из числа придворных Иосифа. По Геродоту, подробно описавшему бальзамирование, оно совершалось специалистами, ταφιχευταί, и имело 3 формы, различавшиеся по степени кропотливости работы и дороговизны материалов (первый и самый дорогой способ обходился в талант серебра, 2-й только в 50 мин). Продолжительность операции бальзамирования была, по Диодору Сицилийскому и Геродоту, от 30 до 70 дней; по библейскому рассказу — 40 дней, которые с прибавлением 30 других дней плача (30 дней оплакивали евреи Аарона, [[old:chis:20:29|Чис. 20:29]], и Моисея, [[old:vtor:34:08|Втор. 34:8]]), обозначаются, как 70 дней плача над Иаковом. [<10>]