[<10>] ====== Толкования на Иер. 2:4 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились** //Слушайте слово Господа, дом Иаковлев и все роды дома Израилева. Вот что говорит Господь: что нашли отцы ваши во мне неправедного, что удалились от Меня, и пошли за суетою и осуетились?// Эту мысль высказывает и другой пророк: //люди мои, что сотворих вам, или чем стужих вам; отвещайте ми. Зане изведох вас из земли Египетския и из дому работы избавих вас// [[old:mih:06:03|(Мих. 6:3 – 4)]]. Ставится то и другое имя – Иаков и Израиль, не для означения двух и десяти колен, а в смысле всего народа, как и сам Иаков впоследствии был назван Израилем [[old:gen:32:start|(Быт. гл. 32)]]. А оскорбление производит от отцов не потому, чтобы грехи отцов вменялись детям, а потому, что и дети, походя на отцов, должны быть наказаны и за свое преступление и за преступление отцов. Часто читаем, что из за святых отцов Бог является милосердым к детям; но отцы народа грешного оставили Бога, и не на короткое время, а на долго, вместо Бога пошли в след суеты, то есть идолов, не приносящих ни какой пользы своим почитателям, и сделались подобны им по оному написанному: //подобни им да будут творящии я и вcи надеющиися на ня// [[old:ps:113:16|(Пс. 113:16)]]. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева!** Пророк обращается здесь //ко всему// Израилю. //Дом Иаковлев — роды дома Израилева// — это синонимические выражения для обозначения Израильского народа вообще (ср. [[old:iez:20:05|Иез. 20:5]]). Ст. 4-13 **Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: "где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?" И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды** //Отпадение Израиля от Иеговы// В противоположность этой памятливости заслуг Израиля, какую обнаруживал всегда Бог, пророк изображает неверность Израиля Богу. Как бы открыв в своем Боге нечто дурное, Израиль, со времен судей, обратился к другим богам, забывая, как Господь провел его страшной пустыней в прекрасную Палестину. Вожди народа не только не заботились об его исправлении, а еще больше сбивали его с толку. Через это Израиль показал себя по отношению к Иегове более неблагодарным, чем язычники, которые не изменяют даже своим ничтожным богам. **//Толковая Библия.//** [<10>]