[<10>] ====== Толкования на Иер. 3:11 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея** И сказал Господь ко мне: оправдала душу свою отступница Израиль сравнительно с вероломною Иудою. Праведнее, говорит, Израиль сравнительно с Иудою, ибо первая тотчас, в самом начале погибла, а последняя могла вразумиться ее наказаниями. Новая из старой ересь пусть обратит внимание на то, что Израиль по сравнению с Иудою называется оправданною. И это неудивительно в отношении к сестрам одного народа, когда и Содом, по сопоставлению с Иерусалимом, получает имя праведности, по слову Господа чрез Иезекииля: //«праведен стал Содом из за тебя»// [[old:iez:16:55|(Иез. 16:55)]], и когда и мытарь, по сравнению с Фарисеем, оказывается праведным [[new:lk:18:start|(Лк. гл. 18)]] **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея** Царство Израильское менее виновным является, чем Иудейское, конечно, во-первых, потому, что оно еще первое испытало тяжесть ответственности за отступление от Бога, а во-вторых, потому, что подданные Иудейского царства имели более средств к поддержанию в себе благочестивого настроения, чем подданные царства Израильского. В Иудейском царстве всегда совершалось законное богослужение, были законно-постановленные священники и не мало благочестивых царей и пророков. Хотя пророки выступали и в царстве Израильском, но зато всего прочего из вышеуказанного оно было лишено. Ст. 11-18 **И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня "; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим** //Призыв к раскаянию// Чтобы яснее показать особенную виновность пред Богом подданных Иудейского царства, Господь повелевает пророку призвать снова царство Израильское, рассеянное по чужим странам, к общению с Богом. Если только Израиль раскается, то, не смотря на расторжение союза с ним, Иегова снова приведет его, но уже тогда Сион сделается общим религиозным центром для Иуды и Израиля. Пророк при этом рисует новую жизнь на Сионе в таких чертах, которые идут только к изображению Церкви Христовой в ее прославленном состоянии. **//Толковая Библия.//** [<10>]