[<10>] ====== Толкования на Иер. 4:10 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас"; а между тем меч доходит до души** Господь посещает нечаянно и сильно: как же не прийти в ужас! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас"; а между тем меч доходит до души** //И сказал я: увы, увы, увы, Господи Боже!// (вместо чего LXX перевели о Господи Боже!). //Неужели обольщал Ты народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас". А вот, между тем, меч доходит до души//. Так как выше Бог говорил: в то время назовут Иерусалим престолом Божиим и соберутся к нему все народы, на горе Господней в Иерусалиме, а теперь говорит: //погибнет сердце царя и сердце князей, и ужаснутся священники, и изумятся пророки//: то пророк смущается и думает, что Бог солгал ему, – не понимая, что первое обещано чрез много времени, а последнее исполнится в ближайшее время, сообразно с тем что говорит и апостол: //еда отринет Бог люди своя; да не будет// [[new:rim:11:01|(Рим. 11:1)]]. А меч достигает до души, когда в душе не остается ничего жизненного. Вместе показывает и то, что если сначала не пройдет меч, чтобы освежить и очистить пороки души, то не последует мира и обетования. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас"; а между тем меч доходит до души** Кто это говорит? Новые критики (Корниль и др.) полагают, что здесь Иеремия выводит говорящими ложных пророков. Иеремия, говорят, ни в каким случае не мог обвинять Бога по поводу пророчеств, которые высказывали ложные пророки, обещавшие иудеям мир. Но все предание читает первое слово 10-го стиха по евр. тексту как //vaomar// = и сказал я (т. е. Иеремия), а не как //vajomeru// = и скажут они (т. е. ложные пророки), так что здесь правильнее видеть возражение со стороны пророка (ср. [[old:ier:01:06|Иер. 1:6]]; [[old:ier:14:13|14:13]]). Что же хочет сказать этим возражением Иеремия и какое откровение он имеет ввиду? Некоторые толкователи (напр. Якимов) видят здесь недоумение пророка по поводу того, что Бог //попускал// ложным пророкам //обольщать// народ светлыми перспективами (ср. [[old:3ts:22:20|3 Цар. 22:20–22]]). Но естественнее всего предположить, что пророк имеет здесь в виду пророчество Олдамы, содержащееся в [[old:4ts:22:18|4 Цар. 22:18–20]], по которому все время правления Иосии должно было пройти в мире. Но теперь взору пророка угрожающая Иерусалиму катастрофа представляется настолько близкою, что он не в состоянии разрешить противоречие, какое получалось из сравнению пророчества Олдамы с скоро имевшим разразиться судом Божиим. — Это горестное недоразумение пророка остается без ответа, но ответ уже собственно дан раньше: Иеремия уже сказал во II-й и III-ей главах, что только искреннее и действительное покаяние могло отвратить от народа иудейского гнев Божий, а такого покаяния иудеи не принесли Богу. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:04:05#lopuxin_ap|Иер. 4:5]] [<10>]