[<10>] ====== Толкования на Иер. 10:3 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3–5 **Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах** //Ибо вырубил дерево в лесу, дело рук топорного мастера, серебром и золотом украсил его, гвоздями и молотками сколотил, чтобы не распадалось// (или //не двигалось//). //На подобие столба сделаны они и говорить не будут, тронутся с места, когда понесут их, ибо ходить не могут. Ее бойтесь же их, ибо они не могут делать ни худого, ни хорошего.// Описание идолов, почитаемых язычниками. Вырубил, говорит, дерево в лесу. Итак вещество идолов ничтожно и тленно. Они — //дело рук мастера//; если художник смертен, то, значит, смертно и то, что он производит. //Серебром и золотом украсил его//, чтобы блеском обоих этих веществ обольщать простецов. Заблуждение это перешло и к нам, так что мы религию полагаем в богатстве. //Гвоздями и молотками сколотил, чтобы, не распадалось// или //не двигалось//. Каково могущество идолов, которые сами собою стоять не могут, если не будут сколочены гвоздями и молотками? //На подобие столба сделаны они//, украшены металлами и расписаны красками, но не имеют пользы, не имеют ничего, что могло бы дать какие либо плоды художнику. И //говорить не будут//, ибо не имеют с себе ничего жизненного. О них написано: //уста имут и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут и не услышат// [[old:ps:113:03|(Пс. 113:3–6)]]. //Тронутся с места, когда понесут их.// Сильнее носящий, чем носимое, даже более, тот одушевлен, а это — образ бездушный. //Не бойтесь же их, ибо они не могут сделать ни худого, ни хорошего//. Многие из язычников обыкновенно почитают одних демонов для того, чтобы они не приносили вреда, а других молят, чтобы они оказывали благодеяния. Отсюда и известное Виргилиевское: Скотину черную зиме, белую добрым зефирам. Aeneid. I. Все сказанное об идолах можно относить ко всяким учениям противным истине, ибо и они обещают великое и из сердца своего измышляют идолов ложной религии. Хвалятся великим, и для обольщения всех простецов, блистая как бы золотыми мыслями и серебряными словами, морочат ум невежд и хвалятся своими изобретателями, в которых нет пользы и религия которых есть собственно культ язычников и незнающих Бога. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора** //Уставы// — т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. [[old:is:40:19|Иc. 40:19]] и сл. [[old:is:41:07|41:7]]; [[old:is:44:12|44:12]] и сл.) **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:10:01#lopuxin_ap|Иер. 10:1]] [<10>]