[<10>] ====== Толкования на Иер. 12:1 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют** И праведник недоумевал, видя благополучие нечестивых: неисследимы судьбы Божии. Должно быть, всегда были люди, приближавшиеся к Богу только устами, а сердцем своим далече отстоявшие от Него. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== //**Книга третья**// Мифология говорит, что из головы Лернейской змеи выходило, много змей и Сицилийцы верили, что чудовище Сцилла, имеющее лицо девицы, но по поясу обвешанное собаками, производило кораблекрушения. На том же берегу к этому присоединялось смертоносное пение Сирен, для избежания которых Гомеровский Улисс, говорят, заткнул уши и по благоразумному совету избежал неотвратимого бедствия. Когда и я хотел сделать тоже и уклониться от неистовства еретиков и, по Исмению, поя для себя и для своих, повторять оное пророческое: //внегда востати грешному предо мною, онемех и умолчах от благ// [[old:ps:038:02|(Пс. 38:2-3)]]; то диавол не потерпел, чтобы я, наслаждаясь желанным покоем, занимался изъяснением святых Писаний и людям языка моего передавал образованность евреев и греков; но днем и ночью, и открыто и коварно, примешивая ложь к истине и даже исключительно ложное прикрывая коварным медом, чтобы слышащий сладкие слова не боялся яда сердца, — обещает мир, чтобы возбуждать самые сильные войны, улыбается, чтобы уязвлять, подает руку, чтобы неожиданно, как Авениры, Абнеру [[old:2ts:03:start|(2 Цар. гл. 3)]] умертвить простеца. Конечно это тоже, что говорил и апостол: //не неразумеваем бо умышлений его// [[new:2kor:02:11|(2 Кор. 2:11)]]. Здесь молчит, в другом месте обвиняет; рассылает по всему миру //бумажные// послания прежде золотоносные, а теперь ругательные и терпение наше, происходящее из смирения Христова, толкует как признак нечистой совести. И будучи сам нем, лает чрез Альбионскую собаку, большую и толстую, которая могла бы больше свирепствовать ногами, чем зубами, Ибо он имеет племя из народа Шотландского, по соседству с Британцами. Но басням поэтов, его следовало бы, как Цербера, поколотить духовною палкою, чтобы с учителем своим Плутоном он умолк на веки. Но это в другое время. А теперь я приступлю к третьей книге на Иеремию, в которой постараюсь, брат Евсевий, обширнейшие поля объяснения сжать в тесную тропинку толкований. Ст. 1–2 **Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их** //Хотя праведен ты, Господи, если я стану препираться с Тобою// (или //чтобы удовлетворить Тебе//); //и однако же я буду говорить с Тобою о правосудии. Что значит, что путь нечестивых благоуспешен, что хорошо всем вероломным и поступающим неправедно? Ты насадил их, и они пустили корень, успевают// (или //родили детей и приносят плод//); //близок ты устам их и далека от сердца их.// Хотя это препирательство обращено ко всем поступающим беззаконно, и кратко здесь приводится мысль семьдесят второго Псалма, в котором пророк говорит: //коль благ Бог Израилев правым сердцем. Мои же вмале не подвижастася нозе, вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконным, мир грешником зря// [[old:ps:072:01|(Пс. 72:1-3)]]; но собственно говорится против еретиков, которые, не смотря на свое нечестие, благоуспешны в пути своем, рождают сынов — тех, коих они обольстили ересью, и нарушают клятву и поступают неправедно, грабя Церковь; упорствуя в неправомыслии, они хвалятся, что они насаждены Богом и пустили корень и родили сыновей и принесли плод; они хотя часто упоминают имя Христово, но не имеют Бога в сердце своем, по оному слову Исаии: //«народ сей устами чтит Меня, а сердце его далеко от Меня»//. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их** Иеремия стоит здесь пред тою же загадкой, какая мучила Иова (Ср. [[old:iov:12:06|Иов. 12:6]]; [[old:iov:21:07|21:7]] и сл.). Ст. 1-6 **Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет ". Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе** //Жалоба пророка на свою участь и ответ Бога, возвещающий, что пророк должен ожидать еще больших бед// Враждебность, проявленная в отношении к пророку его согражданами, побуждает пророка просить им наказания от Бога. Даже страна иудейская вопиет к Богу на людей, из-за упорства которых она подвергается всевозможным опустошениям, причем сами виновники этих несчастий остаются безнаказанными. Ответ Господень не только не утешает его, а yтверждает, что его беды ещё увеличатся. **//Толковая Библия.//** [<10>]