[<10>] ====== Толкования на Иер. 13:23 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?** По учению философов, качество может в вещи быть и не быть, потому что, как определяют они, основа качества есть сущность, и без бытия сущности, говорят они, невозможно и бытие качества. Но Писание всего более не природу и не сущность сравниваете с сущностью, а качество с качеством, говоря: **аще пременит Ефиоплянин кожу свою и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити, научившеся злу**. Впрочем, чтобы не входить в тонкие исследования о сем, попытаемся показать, что самое изречение, которое они представляют, ниспровергает их построения. Ибо словами: **научившеся злу** сами ниспровергают учение, которое кажется им непререкаемым. Если бы от природы имели мы ведение зла, то сказал ли бы Пророк: **научившеся злу**? Если научились, то есть возможность и отучить себя. Так ниспровергается и все другое, якобы благоприятствующее мнению невежд. Ибо и //душевен человек//, хотя //не может принять, яже Духа// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]], однако же может придти в состояние, в котором возможет; и //древо зло//, хотя //не может плоды добры творити// [[new:mf:07:18|(Мф. 7:18)]], однако же может придти в состояние, в котором возможет. Потому что не одно и то же — не быть способным и не стать таким и впредь: но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое — на время будущее, в которое прежде ни к чему не годный может сделаться достойным уважения. Об этом гласят ежедневно сменяющиеся события, ясно же подтверждают сие и Писания. Ибо как Песнопевец пал и восстал? Как Павел, будучи гонителем, вступил на новое поприще и стал проповедником гонимого? Как Петр, отрекшись, изгладил пятно сие? Как дикая маслина привилась к маслине доброй? Как спаслись Ниневитяне? Как разбойник послан в рай? Посему, узнав, что, если кто под руководством высшей силы захочет потрудиться и все приведет в движение (ибо недостаточно только пожелать), то он и научится, и плод принесет, и спасется. И ты делай все, что от тебя зависит и что содействует к исправлению падающих. //**Письма. Книга I.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое** Без благодати Божией невозможно человеку сделаться добродетельным. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое** //Если может Эфиоплянин переменит кожу свою и барс пятна свои, то и вы можете делать доброе, привыкши ко злу.// Этим свидетельством пользуются против Церкви те, кои хотят доказать, что у людей природа различна, и говорят, что чернота или пестрота грехов столь велика, что она не может перейти в белизну и одноцветную красоту, говорят, не обращая внимания на то, что следует дальше: и вы сможете делать доброе привыкши ко злу. Ибо все. к чему привыкают, есть дело не природы, а упражнения и собственной воли, которая от чрезмерной привычки и любви ко греху обращается как бы в природу. Но то, что невозможно для людей, возможно для Бога; не Эфиоплянин и не барс изменяют свою природу, а тот, кто действует в Эфиоплянине и в барсе, по слову апостола: //вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе// [[new:fil:04:13|(Фил. 4:13)]]. Посему и в другом месте тот же апостол говорит: //паче всех их потрудился, не аз же, но благодать Божия, яже со мною// [[new:1kor:04:07|(1 Кор. 15:10)]], и: //живу же не к тому аз, но живет во мне Христос// [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20)]]. И еще читаем написанное: //что имами, его же неcи приял, или, что хвалишися, яко не прием// [[new:1kor:04:07|(1 Кор. 4:7)]]? По сим-то причинам пусть не хвалится ни мудрый мудростью своею, ни сильный силою своею, ни богатый богатством своим, ни целомудренный целомудрием своим, зная, что во всем этом сила Христова, а не тех, кои хвалятся силами своими. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое** //Барс// или леопард с пятнами и доселе ещё водится в Палестине, на Ливанских горах. — //Можете ли?//. Грех так овладевает человеком, что становится для него необходимостью, как бы второю природою. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:13:15#lopuxin_ap|Иер. 13:15]] [<10>]