[<10>] ====== Толкования на Иер. 17:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа** Надеющийся на самого себя или на того, кто принял на себя попечение о потребном, также признающий или собственное свое рукоделие, или рукоделие с ним вместе живущего достаточным источником к поддержанию жизни, как возложивший упование свое на человека, в опасности подпасть клятве, которая говорит: **«проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа»**; причем Писание словами **«который надеется на человека»**, запрещает иметь надежду на другого; словами **«и плоть делает своею опорою»** не дозволяет иметь упование на самого себя, но то и другое именует отступлением от Господа и потом показывает конец той и другой надежды: //«Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе»// [[old:ier:17:06|(Иер. 17:6)]], чем дает разуметь, что надеяться на себя или на кого другого, – значит отступить от Господа. **//Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа** Надеяться на человека, как на последнее свое, человеку не только неразумно, но и грешно. Неразумно потому, что всякий человек, сам по себе, без Божией помощи – ничто. А грешно – так как призывая человека опорою своей жизни, мы тем самым впадаем в идолопоклонство, в человекобожие... Защита наша необоримая и оплот вечный – Господь Бог, как и поет Псалмопевец: //«возрадуются все уповающие на Тебя (Господа) вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое»// [[old:ps:005:12|(Пс. 5:12)]]. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5–6 **Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой** //Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и полагает плоть мышцею своею, и от Господа отступает сердце его. Ибо он будет, как вереск в пустыне, и не увидит, когда придет доброе; но будет жить в сухих местах, в пустыне, в земле солончаков и необитаемой.// Если проклят человек надеющийся на человека, а Павел Самосатский и Фотин, хотя проповедуют о Спасителе, как о святом и выдающемся всеми добродетелями, но признают Его человеком: то значит будут прокляты надеющиеся на человека Если же нам возразят, что и мы веруем в Того, Который говорит: //ныне же ищете мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога: сего Авраам несть сотворил. Вы, творите дела отца вашего// [[new:in:08:40|(Ин. 8:40–41)]]: то мы ответим оным апостольским: //Аще и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем// [[new:2kor:05:16|(2 Кор. 5:16)]] и, далее, тот же апостол пишет в начале своего послания к Галатам: //Павел апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых и, иже со мною вся братия// [[new:gal:01:01|(Гал. 1:1–2)]]. Ибо, если смерть поглощена победою, то почему уничижение плоти принятое ради человеческого спасения не перешло в величие Божества, чтобы то и другое сделать одним, и мы покланяемся не твари а Творцу, Который благословен во веки? Итак, проклят не только тот, кто надеется на человека, но и тот, кто полагает плоть мышцею своею, то есть силою своею, и все, что ни делает, признает делом не милости Господа, а своей силы. Ибо, кто поступает так, у того сердце отступает от Господа, когда он уверяет, что он может делать то, чего не может. //И он будет как вереск//, что по - еврейски aroёr, или, как перевел Симмах, //дерево неплодное в пустыне//. //И не увидит, когда придет доброе//, что увидит множество из язычников; н//о будет жить в сухом месте в пустыне//. Это говорится о народе Иудейском, который живет в пустыне, не творит плодов и находится в земле солончаков, которая не производит никаких плодов, в земле необитаемой, которая не имеет ни Бога обитающего, ни помощи ангелов, ни благодати Духа Святого, ни мудрости учителей. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа** Очень вероятно, что пророк имеет здесь в виду царя Иоакима, который возлагал большие надежды на помощь со стороны египтян и, вопреки советам пророка Иеремии, вступал в заговоры против Вавилонского царя. Ст. 5-11 **Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем** //Ложная и истинная уверенность// Несчастен тот, кто надеется на людей, а не на Бога. Если он чего и достигнет, то Бог отнимет это у него. Напротив, надеющийся на Бога будет благоденствовать, как дерево, растущее при воде. **//Толковая Библия.//** [<10>]