[<10>] ====== Толкования на Иер. 17:9 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-10 **Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его** //Лукаво сердце всех, и неизследимо, кто познает его? Я Господь, испытующий сердце и проникающий внутренности, Который даю каждому по путям его и по плоду помыслов его.// LXX: //глубоко сердце более всего, и человек есть, кто познает его?// И прочее подобно. Еврейское слово enos пишется четырьмя буквами: алеф, нун, вав и шин. Итак, если читается //enos//, то значит //человек//, если же //anus//, то //неизследимое//, или //отчаянное//, в том смысле, что никто не может наследовать сердце человеческое. А Симмах это место перевел так: //неизследимо сердце всех: кто же муж, который нашел бы его?// Некоторые наши имеют обыкновение, хотя с добрым намерением, но не по разуму, пользоваться этим местом против Иудеев, что Господь и Спаситель по домостроительству воспринятой плоти есть человек и никто не может знать тайну рождения Его, по оному написанному: //род же его, кто исповесть// [[old:is:53:08|(Ис. 53:8)]], — кроме одного Бога, Который испытует тайное и воздает каждому по делам его. Но лучше понимать просто, — что никто не знает тайн помыслов, кроме одного Бога. Ибо выше сказал: //проклят человек//, который надеется на человека и напротив, //блажен муж, уповающий на Господа//; поэтому, чтобы мы не думали, что суд людской верен, присовокупил, что сердца почти всех людей лукавы, как говорит Псалмопевец: //от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего// [[old:ps:018:13|(Пс. 18:13)]], без сомнения, помыслов; и в Бытии: //видев же Бог, яко умножишася злобы, человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни// [[old:gen:06:05|(Быт. 6:5)]], и еще: //прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его// [[old:gen:08:21|(Быт. 8:21)]] Сим научаемся, что один Бог знает помыслы их. Если же о Спасителе говорится: //Иисус же видя помышление сердец их// [[new:lk:09:47|(Лк. 9:47)]], а никто не может видеть помышление их, кроме одного Бога: то следует, что Христос есть Бог, испытующий сердца, приникающий внутренности и воздающий каждому по делам его. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 9-10 **Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его** Пророк и здесь имеет в виду хитрые замыслы иудейских политиков, которые однако Господь ясно видит. См. также Толкование на [[old:ier:17:05#lopuxin_ap|Иер. 17:5]] [<10>]