[<10>] ====== Толкования на Иер. 17:11 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Возопи раб, собра ихже не роди, творяй богатство свое не с судом**, — сказал многострадальнейший из Пророков Иеремия, описывая несправедливого вождя, в последние времена вооружающегося против истины, а также и всех, ополчающихся на брань не по праву и не на пользу. А если это действительно так, то для чего уготовляешь полки и дружины — не монахов, а вернее сказать, бойцов? Справедливо было бы знать тебе, что утомительная праздность впадает в бесчиние помыслов. Посему, или учи заниматься каким–нибудь делом, или уменьши многолюдство, чтобы не потребовалось труда упрашивать и даже прибегнуть к помощи оружия, когда невоздержность вместе с праздностью возбудит их к нововведениям. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем** //Куропатка высидела// (или //собрала//), //чего не рождала// (или, как перевели LXX: //закричала куропатка, собрала, чего не рождала//). Так богатый //собрал богатства свои с неправдою. На половине дней своих он оставит их// (или //на половине дней его оставят его//), //и в последнее время свое он будет неразумным.// Писатели по естественной истории как зверей и птиц, так деревьев и растений (из коих главнейшие у греков Аристотель и Феофраст, а у нас Плиний Второй) говорят, что куропатка имеет такую особенность, что крадет яйца другой куропатки, то есть чужие, садится на них и высиживает их, а когда детеныши вырастут, то улетают от ней и оставляют чужую им родительницу. Таковы и богатые, которые похищают чужое, и не помышляя о суде Божием, собирают богатства не с правдою и оставляют их на половине жизни, похищенные неожиданною смертью, когда говорится им: //безумне, сию нощь душу твою истяжут от Тебе, а яже уготовал ecи, кому будут// [[new:lk:12:20|(Лк. 12:20)]]? И нет ничего неразумнее, как не заботиться о последнем, и кратковременное считать вечным. Другие же и по причине выше означенного свойства куропатки, и по причине другого, по которому, говорят, куропатка весьма драчлива и нечиста, так что гадит корм свой, разумеют под ее именем диавола, что он собрал себе чужое богатство, говоря Господу: //сия вся тебе дам, Аще пад поклонишимися// [[new:mf:04:09|(Мф. 4:9)]]. Богатство его, нечестиво собранное им, оставить его и чрез апостолов возвратится к Господу, и он, казавшийся сам себе мудрейшим, по суду всех окажется неразумным. А сказанное у LXX: //закричала куропатка// должно относить к лицу еретиков, что куропатка эта — диавол закричал чрез предводителей еретиков и собрал чего не рождал, собрал себе множество обольщенных, которые впоследствии оставляют его, и по суду всех он оказывается самым неразумным. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем** Здесь пророк говорит о куропатке, высиживающей чужие яйца, с точки зрения тогдашних представлений, которые могут и не сходиться с научными наблюдениями. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:17:05#lopuxin_ap|Иер. 17:5]] [<10>]