[<10>] ====== Толкования на Иер. 17:21 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21–27 **Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления. И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень. А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет** //Так говорит Господь: берегите души свои, и не носите нош в день субботний, и не вносите их воротами Иерусалимскими. И не выбрасывайте тяжестей из домов ваших в день субботный, и не делайте никакого дела, и освятите дет субботный так, как Я заповедал отцам вашим: и они не послушали, и не преклонили уха своего и ожесточили выю свою// (и, чего в еврейском нет, //на отцов своих//), //чтобы не слушать Меня и не принимать вразумления. И будет, говорит, если послушаете Меня, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами города сего в день субботный и если освятите день субботный, чтобы не делать в этот день никакого дела: то войдут воротами города сего цари и князья, сидящие на престоле Давида и ездящие на колесницах и конях, они и князья их, мужи Иуды и жители Иерусалима, и будет обитаем город сей во веки. И будут приходить из городов Иуды и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой и с равнин, и с мест гористых, и с юга приносящие всесожжение и жертвы// (или //фимиам//) //и хлебное приношение// (или //манну//) //и ладан, и принесут приношение// (или //хвалу//) //в дом Господень//. //А если не послушаете Меня, чтобы святить день субботный и не носить нош в день субботний: то возжгу огонь в воротах его и он пожрет домы Иерусалима, и не погаснет.// Чтобы напрасно не разрывать восстановленной Иеремиею заповеди о субботе, я предпочел привести все место, чтобы уразуметь все в совокупности. Бережет душу свою тот, кто не носит тяжестей грехов в день покоя и субботы, и не вносить их воротами Иерусалима, под которыми мы должны разуметь добродетели. //И не выбрасывайте//, говорит, //тяжести из домов ваших//, ибо должно не носить, а совершенно выбрасывать их. И никакого дела не делайте, или работного, или того, о котором написано: //брашна чреву и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит// [[new:1kor:06:13|(1 Кор. 6:13)]], но должно делать то дело, о котором Спаситель, говорит: //«делайте дело, которое не погибает»// [[new:in:06:27|(Ин. 6:27)]]. //Освятите//, говорит, //день субботный//, — чтобы все время жизни нашей проводить в освящении, как делали отцы наши Авраам, Исаак и Иаков. И тогда как заповедал Бог это, они не преклонили уха своего, духовного конечно, а не плотского, а ожесточили выю свою, сбросивши ярмо закона и уподобившись, по этому сравнению, с неукрощенными животными. Посмотрим, что служит наградою для тех, кои не носят тяжестей в день субботный и святят его. //Войдут//, говорит //воротами города сего цари//, коих сердце в руке Божией и кои царствуют над телами своими [[old:pr:21:start|(Притч. гл. 21)]], //и князья, сидящии на престоле Давида//, чтобы подражать примеру Христа, //и ездящие на колесницах и на конях//, о которых написано: //колесница Божия тьмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем// [[old:ps:067:18|(Пс. 67:18)]], и в другом месте: //яждение твое — спасение// [[old:avm:03:08|(Ав. 3:8)]]. Всякий муж, исповедующий Бога, обитает в Иерусалиме, о котором сказано: //бысть в Салиме//, то есть в мире//, место его, и жилище его в Сионе// [[old:ps:075:02|(Пс. 75:2)]], и Церковь Божия будет обитаема во веки. //Прийдут из городов Иуды и из окрестностей Иерусалима//, о которых мы уже говорили, и //из земли Вениамина//, который есть сын добродетели и правой руки, //и с равнин//, что по-еврейски называется //sephela// и означает низменное историческое разумение (Св. Писания), и с мест гористых, то есть с возвышенных догматов и с юга, о котором написано: //Бог от юга приидет// [[old:avm:03:03|(Ав. 3:3)]], откуда теплота и полный свет, и где нет места холоду. //Приносящие//, говорит, //всесожжения//, посвящающие себя самих Богу, и жертву, или фимиам, чтобы говорить: //жертва Богу дух сокрушен// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]] и: //Христово благоухание есмы на всяком месте// [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2:15)]], и в другом месте: //да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою//. И хлебное приношение, вместо чего LXX поставили самое слово еврейское: //mаnаа//, что, по небрежности писцов, в наших списках читается //манна//. И //ладан//, о котором написано: //«зачем мне ладан приносите из Савы»// (выше гл. [[old:ier:06:20|6:20]]). И принесут приношения, что по-еврейски называется //thoda// и может быть переведено: благодаренье и что LXX перевели //хвала В дом Господень// — нет сомнения, что в Церковь. Таковы награды тех, кои святят субботу и не обременяются никакою тяжестью. Если же, говорит, не послушаете заповедей Моих и будете делать то, что Я заповедал не делать, //то возжгу огонь в воротах его//, то есть Иерусалима, — тот огонь, о котором говорится: //вcи любодеющии, яко пещь сердца их// [[old:os:07:04|(Ос. 7:4–6)]]; он пожирает домы или улицы Иерусалима, которые LXX перевели ᾰμφοδα, Акила и Симмах βάρεις, то есть домы с башнями, и которые по-еврейски называются //armanoth//. И никогда не погаснет этот огонь, как говорит апостол: //когождо дело, яковоже есть, огнь искусит// [[new:1kor:03:13|(1 Кор. 3:13)]] и потом: //егоже дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем// [[new:1kor:03:15|(Ст. 15)]]. Если же наши иудействующие будут отвергать объяснение в переносном смысле, то они будут вынуждены или быть Иудеями и с соблюдением субботы обрезывать и крайнюю плоть, или, конечно, упрекать Спасителя, Который повелел расслабленному в субботу нести одр свой, и о Котором евангелист говорит: //сего ради паче искаху его Иудее убити, яко не токмо разоряше субботу, но и отца своего глаголаше Бога, равенся творя Богу// [[new:in:05:18|(Ин. 5:18)]]. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими** Цари, конечно, не сами носили ноши, но заставляли носить других. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:17:19#lopuxin_ap|Иер. 17:19]] [<10>]