[<10>] ====== Толкования на Иер. 20:14 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-18 **Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: "у тебя родился сын", и тем очень обрадовал его. И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание за то, что он не убил меня в самой утробе - так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?** //Проклят день, в который родился я; день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят муж// (или //человек//), //который возвестил отцу моему, говоря: родился у тебя сын, и как бы радостию обрадовал его. Да будет человек тот как города, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он вопль утром и рыдание во время полуденное, он, который не убил меня в утробе, чтобы стала мне мать моя гробом и утроба ее была вечно беременна мною. Зачем вышел я из утробы, чтобы видеть труд и скорбь и чтобы прошли в смущении дни мои?// Те, кои думают, что души были на небесах и низвергнуты из лучшего в худшее состояние, пользуются этим и подобными свидетельствами, — что, то есть, им лучше было жить на небесах, чем обитать на земле и принимать тело уничижения, — пользуются изыскивая какие-нибудь новые, или лучше уже старые доказательства для своей ереси. А мы, читая оное блаженного Иова: //да погибнет день, в оньже родихся, и нощь оная, в нюже реша: се мужеск пол// [[old:iov:03:03|(Иов. 3:3)]], с этим свидетельством ставим в параллель и слова: //проклят муж, который возвестил отцу моему говоря: родился у тебя сын//, — что, то есть, лучше не жить, чем жить бедственно, — согласно с написанным: //«смерть успокоение человеку, которому заключил Бог путь его»// и еще: //«зачем дан несчастному свет и жизнь находящимся в горести души?»// [[old:iov:03:20|(Иов. 3:20)]]. И в Евангелии читаем сказанное прямо: //добро бы было ему, Аще не бы родился// [[new:mf:26:24|(Мф. 26:24)]] — не в том смысле, чтобы существовал тот, кто не родился, но в том, что лучше было бы ему не существовать, чем существовать худо. Ибо иное дело вовсе не существовать, и иное - существуя безпрерывно бедствовать, почему мы и предпочитаем спокойную смерть несчастной жизни. Поэтому и Амос говорит о дне мрака, о дне бедствия [[old:am:05:start|(Ам. гл. 5)]] и Иаков, так как жил в труде и скорби, называет дни свои малыми и злыми [[old:gen:47:start|(Быт. гл. 47)]], и апостол Павел говорит: //яко да избавит нас от настоящего века лукавого// [[new:gal:01:04|(Гал. 1:4)]] и еще: //искупующе время, яко дние лукави суть// [[new:ef:05:16|(Еф. 5:16)]]. Евреи, на основании разных хитросплетенных и невероятных вычислений, относясь день рождения Иеремии к пятому месяцу, в который взят Иерусалим и разрушен храм. Если бы они могли доказать это, то не знаю, как бы они сумели объяснить свидетельство Иова; разве может быть и относительно его, по некоему прообразу и предречению будущего, стали бы утверждать, что он родился в тот же день, в который разрушен храм. Что же касается того, что призывает судьбу одинаковую с судьбою разрушенных городов, то я полагаю, что имеется в виду Содом и Гоморра, чтобы скорбь была постоянная, —вопль утром и рыдание в полдень. А относительно слов: //который не убил меня в утробе думают//, что здесь обозначается Бог. Чтобы утроба ее, говорит, была вечно беременна мною; все это говорится гиперболически. Наконец представляет причины, почему он смерть предпочитает жизни и хочет лучше вовсе не существовать, чем жить бедственно , — говоря: //зачем я вышел из утробы, чтобы видеть труд и скорбь, и чтобы прошли в смущении дни мои?// **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 14-15 **Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: "у тебя родился сын", и тем очень обрадовал его** Проклятия, какие посылает пророк дню своего рождения и человеку, возвестившему отцу о рождении у него сына, должно толковать в том смысле, что пророку стало невыносимо жить на свете. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:20:07#lopuxin_ap|Иер. 20:7]] [<10>]