[<10>] ====== Толкования на Иер. 22:1 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-5 **Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их. А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым** //Так говорит Господь: сойди в дом царя Иудина, и изреки там слово сие, и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудин, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду, и избавляйте силою угнетенного от руки клеветника, и пришельца, и сироты, и вдовы не огорчайте, и не утешайте несправедливо// (или //нечестиво//),// и крови невинной не проливайте на мести семь. Ибо если вы, исполняя исполните слово сие, то будут входить воротами дома сего цари из рода Давида, сидящие на престоле его, и восходящие на колесницы и коней, сами и слуги и народ их. А если не послушаете слов сих, то Мною Самим Я поклялся, говорит Господь, что пустынею будет дом сей.// Это видение, или лучше это слово Господне было пророку или прежде посольства к нему от Седекии или после того, как он объявил послам, что они должны передать царю, повелевается Иеремии, чтобы он не говорил с царем чрез послов, но чтобы сам пошел во дворец и там сказал ему. И вместе с тем заметим божественную премудрость: чрез послов Он повелевает возвестить печальное с присоединением и благоприятного, если царь захочет покаяться; здесь же, так как ему самому повелевается идти во дворец, он возвещает не печальное и близкий плен, а подает царю совет, что он должен сделать, чтобы избежать угрожающего приговора Божия. Царям свойственно производить суд и правду, и избавлять силою угнетенных от руки клеветников, и подавать помощь пришельцу, и сироте, и вдове, которые легче других угнетаются сильными. И чтобы внушить им большее попечение о заповедях Божиих, присовокупляет: не огорчайте, не только ничего у них не отнимайте, но не допускайте даже того, чтобы чрез ваше потворство они другими были огорчаемы. И крови невинной не проливайте на месте сем. Ибо казнь человекоубийц и святотатцев и отравителей не есть пролитие крови, а исполнение законов. Если, говорит, вы это сделаете, цари Иудины, то сохраните прежнюю власть, и с пышностью будете входить во врата Иерусалима. Если же вы не захотите это сделать, дом царский, то делом не столько строгости Господней, сколько твоей воли, будет то, что весь город обратится в пустыню. Все, что сказано дому царскому, пусть разумеют епископы и сослужители их пресвитеры, и диаконы, и весь чин церковный, — что если они исполнят повеленное им [[new:lk:17:10|(Лк. 17:10)]], и, между прочим, не будут проливать невинной крови, соблазняя меньших [[new:mf:18:06|(Мф. 18:6)]], и уязвляя совесть каждого [[new:1kor:08:12|(1 Кор. 8:12)]], то сохранять данный им от Господа сан. Если же исполнить это они не захотят и этим пренебрегут, то сами обратят Церковь Божию в пустыню. Входят же происходящее от рода Давида чрез врата Иерусалима и сидят на престоле его, имя которого значит: сильный рукою, и восходят на колесницы и коней тогда, когда обуздывают и свои и народные страсти, и шествуют установленным в Церкви путем и с хором многих соединенных между собою добродетелей. А чтобы мы верили, что это истинно, Он клянется Собою, Поелику, по Апостолу, другого большого, которым они могли бы клясться, Он не имеет [[new:evr:06:start|(Евр. 6.)]]. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие** Дворец царский стоял, очевидно, на южном склоне храмовой горы и потому из храма во дворец не //восходили//, а сходили, спускались. Иеремия же в это время был, вероятно, в храме. Ст. 1-9 **Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их. А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым. Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь. И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: "за что Господь так поступил с этим великим городом?" И скажут в ответ: "за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им"** //Введение и речи, обращенные к иудейским царям// Пророк обращается к царю иудейскому и его слугам, и всему народу с увещанием совершать суд по правде. Если же этого не будет соблюдаемо, то Господь строго накажет и царя и всех его подданных, которые особенно заслужили гнев Божий своим поклонением чужим богам. **//Толковая Библия.//** [<10>]