[<10>] ====== Толкования на Иер. 23:5 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"** //Вот приходят дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Отрасль праведную// (или //Восток праведный//), //и воцарится Царь, и премудр будет// (или //уразумеет//) //и сотворит судьи правду на земле. Во дни те спасется Иуда, и Израиль будет обитать безопасно. И имя, которым нарекут Его// (или //наречет Его//) //есть сие: «Господь праведен наш»// (или //«Господь праведность наша»//), что по-еврейски Sadecenu. Некстати прибавленное у Семидесяти: //о пророках// должно быть совершенно отсечено. Ибо потом следует другой отдел, ими опущенный, по окончании которого находится надписание: //к пророкам// или //против пророков//, о котором мы скажем в своем месте. Итак по отвержении пастырей Синагоги, то есть, книжников и Фарисеев, и по спасении остатка от Израиля, и по поставлении на место прежних начальников апостолов Евангелия, вводится Пастырь пастырей, Начальник начальников, Царь царей, и Господь господствующих, то есть, Христос Спаситель наш, Который в собственном смысле есть Отрасль праведная, или Восток праведный, о котором читаем: //возсияет во днех Его правда// [[old:ps:071:07|(Пс. 71:7)]], и в другом месте: //се муж, восток имя ему, и под ним возсияет, и созиждет храм Господень// [[old:zah:06:12|(Зах. 6:12)]], так что как у Исаии Он называется: //Еммануил, то есть, с нами Бог// [[old:is:07:14|(Ис. 7:14)]], так у Иеремии получает имя: //праведность наша//. Посему и апостол говорит: //иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление// [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]]. Противник его антихрист, и обитатель последнего диавол, у Захарии называется глупым пастырем [[old:zah:11:start|(Зах. 11)]]. //И сотворит//, говорит, //суд и правду на земле//. //Ибо Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови// [[new:in:05:22|(Ин. 5:22)]]. В те дни и два и десять колен, Иуда и Израиль, равно спасутся, и из двух жезлов, по Иезекиилю, сделается один жезл [[old:iez:37:start|(Иез. 37)]]. И имя Его наречется (если читать по Семидесяти: //наречет Его Господь//), //losedec//, то есть, //Господь приведет//, если по Еврейскому (//имя Его нарекут//): //Господь праведность наша//. Ибо это значит Adonai Sadecenu, вместо чего Симмах перевел: //Господи! Оправдай нас.// **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле** //Отрасль праведная//. Это имя Мессии уже упоминается у Исаии пророка ([[old:is:04:02|Ис. 4:2]]; [[old:is:11:01|11:1]]), а у пророка Захарии берется как вполне принятое у иудеев обозначение Его. ([[old:zah:03:08|Зах. 3:8]]; [[old:zah:06:12|6:12]], [[old:zah:06:13|13]]). В каком отношении этот Пастырь стоит к другим хорошим пастырям, о которых упомянуто в 4-м ст.? На основании [[old:ier:22:22|Иер. 22:22]]; [[old:ier:17:20|17:20]]; [[old:ier:21:12|21:12]] можно видеть в этих многих пастырях людей, поставленных будущим праведным Пастырем, Его помощников. //Праведной// названа эта Отрасль потому, что справедливость — первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:23:01#lopuxin_ap|Иер. 23:1]] [<10>]