[<10>] ====== Толкования на Иер. 23:23 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?** Пока мы //«млади»// умом [[new:gal:04:03|(Гал. 4:3)]], не приблизилось еще царство небесное. А когда преуспеем в духовной мудрости и в возрасте и готовы будем принять отеческую мудрость исполнения времен, сокрытую в пестуне законе, находясь уже не под пестунами-повелителями, тогда говорит Господь: **«Бог приближайся Аз есм, а не Бог издалеча»** [[old:ier:23:23|(Иер. 23:23)]]. Для святого же, и совершенного по добродетели и по ведению мужа, настало уже царство небесное: //«се во//, – говорит Христос, – //царствие внутрь вас есть»// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. В вас обитает и пребывает, не силою только, но и действенностью. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Евномию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 23-24 **Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь** //Разве Я Бог вблизи, говорит Господь, и не Бог вдали? Если, скроется муж в тайном месте, то разве Я не увижу его? Говорит Господь. Разве небо и землю не Я наполняю? Говорит Господь.// LXX: //Я Бог приближающийся, говорит Господь, а не Бог вдали. Если скроется человек в тайном месте, то разве Я не увижу его? говорит Господь. Разве небо и землю не Я наполняю? Говорит Господь.// Акила и Симмах подобным образом перевели: //Разве Я Бог вблизи// или //в соседстве, и не Бог вдали?// Семьдесят же и Феодотион перевели в смысле противоположения, поставив: //Я Бог приближающийся, говорит Господь, а не Бог вдали.// Очевидно, что первые из этих переводчиков дают мысль, что Бог знает не только близкое, но и отдаленное и видит не только настоящее, но и будущее; а последние – что Бог присутствует везде, и что нет никакого места, где бы Он не присутствовал, Бог близок ко всем и особенно к святым, подобно одежде, прилегающей к телу. Грешники же, далеко удаляющиеся от Него, погибнут. Эту мысль читаем и в Псалмах: //Камо пойду от духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу и Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и у держит мя десница Твоя// [[old:ps:138:07|(Пс. 138:7–10)]]. И Амос согласно с этими словами говорит: //аще сокрыются во аде, то и оттуда рука моя исторгнет я; и Аще взыдут на небо, то и оттуду свергну я. И Аще скроются на версе Кармила, то и оттуду взыщу и возму я. И Аще погрузятся от очию Моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я// [[old:am:09:02|(Ам. 9:2-3)]]; //и опять в вышеприведенном псалме говорит: яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ее// [[old:ps:138:12|(Пс. 138:12)]]. А что касается до того, что у пророков часто говорится: так говорит Господь, то это всегда прибавляется для того, чтобы на высказываемые речи не смотрели пренебрежительно, как на слова пророков, но чтобы постоянно памятовали, что это словеса Божии. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 23-24 **Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь** Бог в настоящее время далек от развращенных иудеев, но тем не менее Он и издали видит ясно все, что делается в Иерусалиме. Он слышит, что там говорят пророки. Ст. 23-32 **Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось ". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал ". Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь** //Сон и пророчество// Господь, знающий все, знает и то, как пророки обманывают народ заявлениями о будто бы бывших им во сне откровениях Божиих. Их сны — говорит Иегова — никак не могут сравниться с действительным Божественным откровением. Точно также не хорошо поступают пророки иерусалимские, ложно применяя к настоящему положению вещей древние пророчества истинных пророков. **//Толковая Библия.//** [<10>]