[<10>] ====== Толкования на Иер. 24:1 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== //**Книга пятая**// Пятая книга Толкований на Иеремию начнется, брат Евсевий, с двух корзин, из коих одна будет означать сладость правой веры, а другая горечь еретического неверия. Хотя бы Анания сын Азура и восставал на Иеремию и хотя бы Шемаия Нехеламитянин желал бросить пророка в темницу, а священник Софония возбуждал заговор по словам лжепророков ([[old:ier:28:start|Иер. гл. 28]] и [[old:ier:29:start|29]]), однако же истина может быть заключена и связана, но побеждена быть не может; она довольствуется и малым числом своих сторонников и множества врагов не страшится. Итак простри с Моисеем руки к небу и повесь в пустыне змия древнего, и тотчас и Амалик будет сокрушен, и смертоносные угрызения не одолеют и народ Господень безопасно перейдет с Иисусом струи Иордана и после великой пустыни будет есть хлеб. родившийся в нашей деревеньке Вифлееме. Ст. 1-10 **Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон: одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина - со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие - весьма хороши, а худые - весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их** Под двумя кузовами или корзинами хороших и худых смокв некоторые разумеют закон и Евангелие, синагогу и церковь, Иудеев и христиан, геенну и царство небесное, из коих первая назначена для наказания грешников, а второе в жилище святых. Но мы, зная, по апостолу Павлу [[new:rim:07:start|(Рим. гл. 7)]], что закон благ и свят и заповедь блага и свята и что того и другого завета Бог один, лучше будем относить это к уверовавшим и не уверовавшим во время пришествия Господа Спасителя, чтобы кричавшие по наущению книжников и священников: //распни, распни Его// [[new:lk:23:21|(Лк. 23:21)]] были корзиною худых смокв, а уверовавшие из народа по вознесении Его были относимы к смоквам хорошим и кузову или корзине весьма хорошей. Но будем следовать простой и действительной истории, – что корзиною хороших смокв назвал Иехонию, который, по совету Иеремии и повелению Божию, предался царю Вавилонскому, и которому Бог обещает благополучие; а корзиною худых смокв Седекию, который, поступив вопреки определению Божию, был взят в плен и ослепленнный отведен в Вавилон и там умер [[old:4ts:25:start|(4 Цар. гл. 25)]]. Для тех же, кои повиновались повелению Божию, Бог обратил очи Свои во благо им, возвратил их в землю свою, устроил и не разорил, насадил и не искоренил и дал им сердце познать Его, что Он есть Господь, чтобы они были Ему народом и Он был им Богом. Даже и в плену Он обратил очи Свои во благо им: попустил обрабатывать землю, строить дома, насаждать сады в стране Вавилонской; Даниил чрез чудесные знамения изменника вдруг сделан был князем [[old:dan:05:start|(Дан. гл. 5)]] и три отрока славно избавлены были от пещнаго пламени, а по прошествии семидесяти лет, при Зоровавеле и священник великом Иисус, при Ездре и Неемии, большая часть их была возвращена в Иерусалим, перечисление которых содержится в книге того же Ездры [[old:ezd:10:start|(1 Езд. гл. 10–12)]]. Следует заметить также, что это видение было пророку во времена Седекии, после того как Иехония был отведен в переселение, ибо не сказано //отвел в плен//, а //переселил// Иехонию, так как он сам передался туда. А под ремесленниками и кузнецами мы должны разуметь или толкователей закона и учителей, или художников и золотых и ювелирных дел мастеров, каковое искусство у варварских народов ценится особенно высоко. Вместо //кузнецов// Семьдесят перевели //связанных//, обозначая бедствие плена, и от себя прибавили богатых, чего в Еврейском нет. А корзину, в которой были смоквы хорошие, и хорошие очень, сравнивает с смоквами ранними, которые по-гречески называются πρώιμα, – т. е. с Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Аароном, Иовом и другими святыми мужами, о которых один из двенадцати пророков говорит: //«как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице увидел Я отцов ваших»// [[old:os:09:10|(Ос. 9:10)]]. Поэтому и мы называемся сынами Авраама. И напротив об Иудеях говорится: //еще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили// [[new:in:08:39|(Ин. 8:39)]]. Корзины же эти, в которых были и хорошие и худые смоквы, были не за дверями и вне церкви, а пред храмом Господа, – так как все открыто Его ведению. И не столько горечи в тех смоквах, которые находятся вне, сколько в тех, которые после исповедания веры изменились отступлением от веры; и не столько сладости имеют те хорошие смоквы, которые находятся не во храме Божием, – каковы философы, которые естественным благом и разумением Творца оказались не столько следовавшими, сколько одобрявшими добродетели, – сколько имеют сладости те смоквы, которые находятся в храме Божием и из коих одна смоква говорила: //млеком вы напоих, а не брашном// [[new:1kor:03:02|(1 Кор 3:2)]] и: //чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. Поэтому говорится, что пред храмом Божиим смоквы хорошие были хороши очень, а смоквы худые были худы очень. И чтобы не думали, что мы даем свое толкование, само Писание объясняет себя. //Как хороши//, говорит, //эти смоквы, так я признаю хорошими переселенцев» Иуды, которых Я выслал из места сего в землю Халдейскую//, имея в виду Иехонию и князей, которые с ним отправились в плен. И наоборот о корзине с худыми смоквами говорит: //и каковы, весьма худые смоквы, которых нельзя есть, потому что они худые, та ими я сделаю Седекию царя, иудейского и князей его и убежавших в Египет и оставшихся в городе сем, и предам их на угнетение и поражение всем царствам земли// (ниже [[old:ier:42:start|гл. 42]]), когда и в Египте они были порабощены, когда Навуходоносор поставил в Тафнисе престол свой и когда Господь послал на них меч, голод и моровую язву, пока они не были истреблены с земли, которую Он дал отцам их. А сказанное о хороших смоквах: //дам им сердце, чтобы, знать Меня, что Я есмь Господь// подобно оному апостольскому: //Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти// [[new:fil:02:13|(Фил. 2:13)]], – что не только дело, но и расположение наше утверждается на помощи Божией. Вздор говорит относительно этого места всегда аллегорический толкователь, когда, желая насиловать историческую истину, ведет речь о плененных из небесного Иерусалима, что они переведены в землю Халдейскую и снова возвратятся в прежнее место, как Иеремия и прочие святые пророки, а другие, которые окажутся грешниками, умрут в этой земле и юдоли плача. Изложил я вместе весь отдел (περιχοπὴν) об этом видении, чтобы при толковании не разделять смысла. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон** //Пред храмом//. Здесь стояли корзины с плодами, которые посвящались Богу. Священники, конечно, должны были сначала осмотреть плоды, прежде чем внести их в храм, и осмотр этот, конечно, производился во дворе храма. — О переселении Иехонии см. [[old:4ts:24:14|4 Цар. 24:14]] и сл. Ст. 1-10 **Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон: одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина - со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие - весьма хороши, а худые - весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их** //Видение двух корзин со смоквами и объяснение видения// Царь Иехония с частью своих подданных был переселен в Вавилон. В это время пророк видел в видении две корзины — одну с хорошими, другую — с негодными смоквами. Господь тут же объяснил пророку, что хорошие смоквы — эта переселенные в Вавилон с Иехонией иудеи, потому что там, в плену они обратятся к Богу. Худые же смоквы — это царь Седекия и оставшиеся в Иерусалиме иудеи, а равно иудеи, нашедшие себе убежище в Египте. Этих последних Господь поразит казнями всякого рода и отдаст на посрамление разным народам. **//Толковая Библия.//** [<10>]