[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:18 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18–19 **Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей"** //Слухом услышал я Ефрема, переселяющагося// (или //плачущего//)//: «Ты наказал меня и я вразумлен, как телец неукротимый// (или //как телец, и я не научился//); //обрати меня и я обращусь, ибо Ты Господь Бог мой. Ибо когда Ты обратил меня// (или //когда я был пленен//), //то я покаялся, и когда я познал// (или //когда Ты показал мне//), //то я ударил себя по бедрам своим// (или //возстенал//), //был смущен и постыжен// (или //со дня смущения, и показал тебя//), //потому что понес безславие юности моей»//. Бог говорит, что Он услышал Ефрема и когда он плакал и обратился к Нему. Без сомнения, указывает десять колен. над которыми первым царем был Иеровоам. сын Наватов, сделавший и золотых тельцов в Дане и Вефиле, чтобы народ, обольщенный этим заблуждением, перестал служить и поклоняться Богу Израилеву. //Ты наказал меня//, говорит, //и я был вразумлен//. Всякое наказание ведет во спасение, и хотя в данное время представляется тяжким, но в последствии приносит плоды примиряющие с ним. Слова: //как телец неукротимый//, или //как телец я не научался// означают то, что он вразумляем был многими бедствиями и ударами для обращения к покаянию, но без успеха. //Обрати//, говорит, //меня, и я обращусь//. Следовательно, и то, что мы каемся, мы иначе не можем исполнить, как только при помощи Божией. И когда Ты обратишь меня и я обращусь к Тебе, тогда я познаю, что Ты Господь Бог мой, и не погубят меня заблуждения и грехи мои. //И когда Ты обратил меня, то я покаялся//. Смотри, как велика помощь Божия и как слаба природа человеческая! Даже то, чтобы принести покаяние, мы можем исполнить не иначе, как только если прежде Господь обратить нас. //И когда//, говорит, //Ты показал мне// или самое покаяние, или ведение о Себе, или когда я познал. Тебя, то //я ударил себя по бедрам своим//. Ударять по бедрам рукою есть выражение сожаления скорби, сокрушения о прежнем заблуждении, выражение сознания в прежнем неразумии. Я был, говорит, смущен и постыжен, или со дня смущения. Ибо когда мы можем не смущаться, если вспомним прежние грехи и приведем себе на память все, что мы сделали худого? Сказанное же у LXX: //и я показал Тебя//, обозначает, что, когда он восстенал и познал грехи свои, тогда достиг такого совершенства, что показал Бога и другим неведущим Его, согласно с тем, что говорит кающийся Давид: //научу беззаконны я путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся// [[old:ps:050:15|(Пс. 50:15)]]. Словами: //ибо я понес безславие юности моей//, говорит, что он грешил по неведению свойственному возрасту, говорит чтобы легче испросить прощение, согласно с тем, что поет Давид: //грех юности моея и неведения моего не помяни// [[old:ps:024:07|(Пс. 24:7)]]. Поэтому и далее Бог называет его дитятею и изобилующим удовольствиями. Это же последнее говорит по причине великого богатства и плодородия земли, которым колено Ефремово наслаждается и до настоящего времени. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой** //Обрати меня//. — Народ израильский сознает, что своих сил для обращения на истинный путь у него недостаточно. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:31:01#lopuxin_ap|Иер. 31:1]] [<10>]