[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:20 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь** Не забывает Бог памятующих о Нем; напротив же того, весьма помнит о человеке, в котором пребывают словеса Господни. Ибо говорит устами Иеремии: **«понеже словеса Моя в нем, памятью воспомяну и»** [[old:ier:31:20|(Иер. 31:20)]]. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Евномию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь** //Если сын почетный// (или //возлюбленный//) //у Меня Ефрем, если дитя любимое, ибо, как только заговорю о нем// (или //слова Мои в нем//), //то с любовию вспомню о нем: то поэтому возмущена внутренность моя о нем; милосердуя умилосержусь над ним, говорит Господь//. Тогда как Ефрем приносит покаяние и говорит: изначала Ты вразумил меня и я был вразумлен как телец неукротимый, и затем: //ибо я понес безславие юности моей//: то Господь отвечает и обратившегося к Нему всем сердцем поддерживает такими словами: //сын возлюбленный для Меня Ефрем//, которого от начала Я так полюбил, что предпочел его брату Манассии. //Сын почетный//, – который вопреки закону природы удостоением Господа получил честь первенца Д//итя любимое//, о котором написано: //сынове Ефремли налягающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани// [[old:ps:077:09|(Пс. 77:9)]], против которого и к которому написана вся книга пророка Осии и которого благословил Иаков. Наслаждения же в этом месте мы должны принимать сообразно с тем, что говорится в псалме: //насладися Господеви, и даст тебе прошения сердца твоего// [[old:ps:036:04|(Пс. 36:4)]], вместо чего в греческом и еврейском стоит: //изобилуй наслаждениями//. Поэтому и рай в Едеме называется раем сладости. Поелику, говорят, слова Мои были в нем, то Я с любовию буду вспоминать о нем. Чтобы благословение не считалось полученным туне и данным туне более по милости подателя, чем по заслуге получающего, говорит: //буду воспоминать о нем, ибо слова Мои были в нем//, – не на устах его, не на языке, а во внутреннем стремлении сердца. Поэтому и возмущена утроба Моя о нем. Ему говорит и чрез Осию: //«что тебе сделаю, Ефрем, что тебе сделаю, Израиль? Поступлю ли с тобою как с Адамою, и как с Севоимом»?// [[old:os:06:04|(Ос. 6:4, ]][[old:os:11:08|11:8)]]. Переворотилось во Мне сердце Мое, возмущены внутренности Мои; не исполню гнева ярости Моей, и не погублю Ефрема: //милосердуя умилосержусь над ним говорит Господь//. Хотя были слова Мои в нем и все заповеди Мои он принял с охотою и сохранил в сердце своем, но, тем не менее, милосердуя умилосержусь о нем, говорит Господь, – показывая, что всякая праведность человеческая нуждается в милосердии Божием. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь** См. Толкование на [[old:ier:31:01#lopuxin_ap|Иер. 31:1]] [<10>]