[<10>] ====== Толкования на Иер. 32:16 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16–19 **И, передав купчую запись Варуху, сыну Нирии, я помолился Господу: "о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его** //И передав книгу купчую Варуху, сыну Нерии, я помолился Господу, говоря: увы, увы, увы, Господи Боже// (или //Ты, сущий, Господи Боже//). //Вот Ты сотворил небо и землю силою Твоею великою и мышцею Твоею протертою// (или //высокою//); //не будет для Тебя трудно// (или //невозможно//) //никакое слово// (или по LXX, //ничего у Тебя не сокрыто//). //Ты творишь милость тысячам, и за беззаконие отцев воздаешь в недро детям их после них. Крепчайший, великий, сильный// (что по еврейски //gibbor//), //Господь воинств// (или //сил//) //имя Тебе. Великий в совете и непостижимый мыслию, очи Коего отверсты на все пути сынов Адама// (или //человеческих//), //чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его.// После совершенной по закону покупки поля и после определения Господа, по которому Он обещал, что и после будут владеть домами, полями и виноградниками, пророк молится Господу и скорбь сердца своего изливает в воздыханиях, говоря: //увы, увы, увы, Господи Боже//, вместо чего LXX перевели //ὁὤν// т. е. //сущий// Господи Боже, согласно с тем, что говорится Моисею: //тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам// [[old:ish:03:14|(Исх. 3:14)]], – не в том смысле, чтобы другие не существовали, а в том, что иное дело существовать по милости Творца, и иное существовать по вечности своей природы. Пророк славословит Господа, и из созерцания тварей проповедует Творца. И сначала превозносит силу, милость и правду Его, явленные во всем роде человеческом, а потом переходит к Израилю, и хвалебною речью изображает, сколь великое Он оказал ему. И говорит, что после столь великих благодеяний, они, не помня добра Его, вызвали на горечь милосердие Его, так что город осажден и прежде вторжения в него врагов истреблен голодом, мечем и моровою язвою. Все же это предпослал для того, чтобы потом высказать то, что составляет по видимому упрек против определения Божия: //а Ты говоришь мне, Господи Боже, купи за деньги поле и пригласи свидетелей, тогда как город передан в руки Халдеев.// Таково содержание всего этого отдела. Теперь обратимся к частностям. Ты сотворил небо и землю силою Твоею великою. Иоанн говорит о Сыне: //вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]. Ибо Он есть Божия сила, по слову апостола: //Христос Божия сила и Божия премудрость// [[new:1kor:01:21|(1 Кор  1:21)]]. И мышцею Твоею простертою, или высокою, из каковых выражений и то и другое означают действие поражающего. Это та мышца, о которой Писание говорит: //и мышца Господня кому открыся// [[old:is:53:01|(Ис. 53:1)]]. Не будет для Тебя трудно никакое слово. Ибо невозможное у людей возможно у Бога; или для Которого ничто не сокрыто, – по оному слову Псалмописца: //яко тма не помрачится от Тебе и нощь яко день просветится// [[old:ps:138:12|(Пс. 138:12)]]. //Ты творишь милость тысячам и беззакония отцев воздаешь в недро детям их после них.// Велика милость Творца, простирающего милосердие Свое на тысячу родов и являющего правду Свою в другом поколении. Правда эта также соединена с милосердием, ибо Бог не тотчас наказывает согрешающего, но ожидает покаяния, так что после долгой отсрочки наказание воздается только детям, если они будут подражать порокам родителей. //Крепчайший, великий, сильный, Господь воинств,// или //сил, имя Тебе//. Имена эти обозначают могущество Творца. Впрочем собственно имя Бога есть Отец, – имя открываемое в Евангелии Господом, который говорит: //Отче, явих имя Твое человеком. Великий в совете.// И дерзает кто – либо проникать в тайну Господа и судить о судах Его! //И непостижимый мыслью.// Кого не может постигнуть мысль, каким образом может обнять слово? //Коею очи отверсты на все пути сынов Адама.// Следовательно напрасно человек думает укрыться от ведения Божия. Словами: //чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его// указывает на то, что иногда по чрезвычайному долготерпению суды Его кажутся несправедливыми. Это место апостол подробнее объясняет в послании к Римлянам: разве ты не знаешь, //яко благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божья// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4-5)]]. Итак чем позже воздаяние согрешающим, тем оно справедливее, как это видно из примера Фараона, который не вразумившись десятью казнями, а упорствуя в своем жестокосердии, наконец был поглощен волнами Чермного моря [[old:ish:14:start|(Исх. гл. 14)]]. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 16-25 **И, передав купчую запись Варуху, сыну Нирии, я помолился Господу: "о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и соделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навел на них все это бедствие. Вот, насыпи достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдается в руки Халдеев, воюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это. А Ты, Господи Боже, сказал мне: "купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей, тогда как город отдается в руки Халдеев** //Молитва пророка о разъяснении смысла этого действия// В своей молитве пророк исповедует веру во всемогущество и справедливость Иеговы. То и другое Иегова обнаружил особенно по отношению к израильскому народу, который Он ранее сильною рукою вывел из Египта, а теперь, за непослушание, подверг всем ужасам осады. Предвидя, что вся страна иудейская назначена Богом на опустошение, пророк спрашивает, для чего же Господь, повелел ему купить участок земли. **//Толковая Библия.//** [<10>]