[<10>] ====== Толкования на Иез. 2:1 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою** По милосердию Господа нашего Иисуса Христа, мы в восьми беседах объяснили начало книги Пророка Иезекииля, содержащее в себе много темных мест, и некоторых таинств. Теперь уже следуют места, более ясные, и менее темные. Итак с благодарением Тому же всемогущему Богу мы говорим любви вашей, что после стольких лесистых темнот мы радостно вышли на долины, по которым смело можем идти с нашим собеседованием. Ибо вот, после того, как Пророк увидав подобие славы Господней пал на лице свое, он присовокупляет: **и слышах глас глаголющаго; и рече ко мне: сыне человечь, стани на ноги твоя, и возглаголю тебе**. Затем еще присовокупляется: //и прииде на мя дух, и взя мя, и воздвиже мя, и постави мя на ногах моих// [[old:iez:02:02|(ст. 2)]]. Вот Божественный голос повелевает встать лежащему Пророку. Но он решительно не мог бы встать, если бы не вошел в него дух всемогущего Бога; потому что мы, хотя и можем по благодати Божией делать усилие к добрым делам, но не можем их творить, если не помогает нам Тот, Кто их заповедует. Так Павел, когда увещевал учеников, говоря: //со страхом и трепетом свое спасение содевайте// [[new:fil:02:12|(Флп.2:12)]], там же присовокупил и о Том, Кто совершает в них эти самые добродетели, говоря: //Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении// [[new:fil:02:13|(ст. 13)]]. Поэтому-то и Сама Истина говорит ученикам: //без Мене не можете творити ничесоже// [[new:in:15:05|(Ин.15:5)]]. Но в этом деле надобно обсудить, что если наши добрые дела суть дары всемогущего Бога, так что в них есть нечто не наше; то почему мы желаем вечного воздаяния, как бы за заслуги? А если они так наши, что уже не суть дары всемогущего Бога; то почему мы благодарим за них всемогущего Бога? Но надобно знать, что злые дела суть только наши; а добрые — и наши, и всемогущего Бога; — наши потому, что Он вдохновением предваряет нас, чтобы мы желали, вспомоществуя преследует, чтобы мы желали не напрасно, но могли исполнить то, чего желали. Итак предваряющею благодатью и повинующеюся доброю волею, то, что есть дар всемогущего Бога, соделывается нашею заслугою. Это хорошо и кратко изъясняет Павел, говоря: //паче всех их потрудихся// [[new:1kor:15:10|(1Кор.15:10)]]. Но чтобы не показалось, будто он приписывает своей силе то, что совершил, он присовокупил: //не аз же, но благодать Божия, яже со мною// (там же). Поелику он предварен небесным дарованием, то признал себя как бы чуждым своего доброго дела, говоря: //не аз же//. Поелику же предваряющая благодать произвела в нем свободное расположение к добру, и этим свободным расположением он последовал той же благодати на самом деле, то присовокупил: //но благодать Божия, яже со мною//. Он говорит как бы так: в добром деле потрудился не я, но и я. Ибо не я предшествовал в нем дарованию Господню; но я добровольно повиновался дарованию. Итак кратко оказав об этом против Пелагия и Келестина, мы возвратимся к порядку изъяснения. **Сыне человечь, стани на ноги твоя, и возглаголю тебе**. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою** Он не поднялся вверх по причине великих видений, но пал на лицо свое вследствие сознания бренности человеческой. Поэтому и апостол Павел говорит, что после восхищения на небо и в рай и слышания неизреченных слов ему дан для удручения его ангел сатаны, чтобы он не превозносился [[new:2kor:12:start|(2 Кор. гл. 12)]]. И Авраам пал на лицо, когда услышал слова Божии. Но так как он пал не вследствие греха, а по причине смирения, то он поднимается Господом и ему повелевается слушать слова Его [[old:gen:17:start|(Быт. гл. 17)]]. Нужно также знать, что иное пасть на лицо, и иное навзничь. Авраам, услышав о рождении Исаака, пал на лицо и засмеялся. Илий же, который согрешил, упал навзничь [[old:1ts:04:18|(1 Цар. 4:18)]]. И о Дане в Бытии написано: //да будет Дан змии на пути, угрызая пяту конску; и падет конник вспять, спасения ждый Господня// [[old:gen:49:17|(Быт. 49:17-18)]]. Так как от укушения змия он упал с коня, поэтому и ожидает пришествия Спасителя. И по Евангелию Иоанна, пришедшие взять Господа, после того, как Он сказал им: //Аз есмь: идоша вспять и падоша на земли// [[new:in:18:06|(Ин. 18:6)]], не будучи в состоянии выдержать слово Того, Кто сказал Моисею: //иди, скажи сыном Исраилевым: Сын посла мя к вам// [[old:ish:03:14|(Исх. 3:14)]]. //И сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить тебе// (вульг. //с тобою//). Лежащий не может слушать слово Божие, но слышит с Моисеем: //„ты же стань здесь со Мною“// [[old:ish:34:start|(Исх. гл. 34)]]. Об этом и Даниил говорит, как о случившемся с ним [[old:dan:10:start|(гл. 10)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою** //Призвание к пророчеству// //“Видение подобия”//. - Этими словами пророк еще раз предупреждает читателя насчет истинного смысла тех образов, которыми наполнено видение: они только подобия, видимые подобия Славы Господней; сама Слава Господня, не говоря уже о Самом Боге невидима и непоказуема. Что разумеется под //“Славой Господней”// - только ли Сидящий на престоле или все явление? [[old:iez:09:03|IX:3;]] [[old:iez:10:04|X:4,]] [[old:iez:10:18|18-19;]] [[old:iez:11:22|XI:22]] благоприятствуют, первому пониманию; за это же говорит сходство выражений этого предложения с 25 ст.: “видение подобия” очень близко к “подобие как бы вид”, которое употреблено именно о Сидящем на престоле. Но [[old:iez:43:02|XLIII:2]] Славой Господней называет все явление; и здесь читатель ждет заключения ко всей картине видения, а не к последнему лишь отделу его; Славой Божией в Ветхом Завете называется всякий образ или способ явления Божия, например, облако. Но приложимое ко всему явлению, наименование “Славы Господней” приложило этим самым и к Сидевшему на престоле. Пророк Иезекииль уже ясно разграничивает Славу Божию от Самого Бога: если что в Боге можно видеть, хотя бы несовершенно и недостаточно, в образах и подобиях, то только Славу Божию, но не Самого Бога. Как может Слава Божия быть мыслимою чем-то отдельным от Бога и являться человеку помимо Его Самого, это разъяснилось после совершенного откровения на земле Сияния Славы Божией и Образа ипостаси Его. -// “Пал на лице”// в ужасе ([[old:dan:07:15|Дан VII:15;]] [[old:is:06:05|Ис VI:5]]) и благоговении [[old:gen:17:03|(Быт XVII:3)]], а также от вызванного экстатическим потрясением изнеможения [[old:dan:10:08|(Дан X:8)]]. - //“И слышал глас Глаголющего”,// т. е. не видя, откуда он идет; и хотя он должен был идти с тверди и престола на ней, пророк опасается поставить подлежащее к //“сказал мне”//. (“Он” не выражено к евр.). Видение, не прекращаясь совершенно ([[old:iez:02:09|II:9]]; [[old:iez:03:13|III:13]]), может быть постепенно застилается перед взором пророка и сменяется столь же сильным и всепоглощающим слуховым экстазом: “глас Глаголющаго” показывает, что дальнейшее откровение не было, как, вероятно, все последующие, внутренним лишь. Обращение Бога к пророку: //“сын человеческий”// - особенность кн. Иезекииля (70 раз) и отчасти Даниила [[old:dan:07:17|(VIII:17)]], объясняющаяся арамейским влиянием; “в сирийском языке это выражение настолько обычно, что там по-видимому нет другого названия для человека, как это, так как его прилагают даже к первому человеку, не имевшему оно; так [[new:1kor:15:45|1 Кор XV:45]] переводится по-сирски: “первый сын человеческий Адам” (Розенмюллер, Scholia Яn Vetus Testamentum, р. VI, S. 1, Lipsiae 1808). Пророку такое обращение могло говорить, что он случайно выбранный индивидуум из своего жалкого рода; ср. [[old:is:08:05|Ис VIII:5;]] [[old:iov:25:06|Иов XXV:6]] (Сменд). - //“И я буду говорить”// - чтобы мне можно было говорить. **//Толковая Библия.//** [<10>]