[<10>] ====== Толкования на Иез. 3:20 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих** Впрочем посмотрим на того же самого, который с такою тихостью и кротостью поступает при исправление Коринфинян, как он вооружается против Галатян, отступивших от веры. Ибо без всякого предварительного терпения по скромности, без всякого предпослания приятного слова, он в самом начале своего послания укоризненно обличает тех, которые, как ему сделалось известным, отпали от веры. После приветствия он начинает так: //чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою// [[new:gal:01:06|(Гал.1:6)]]. Им же он с явною бранью после прочего присовокупляет: //о несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть// [[new:gal:03:01|(Гал.3:1)]]. Ибо жестокие души отнюдь не сознались бы в содеянном ими зле, если бы не были поражены открытою укоризною. Ибо те, которые доходят до бесстыдства, часто сознают свои грехи настолько, насколько их бранят за содеянные грехи, так что меньшими считают те свои преступления, за которые постигает меньшая брань, а за которые сильнее бранят, те признают большими. Поэтому необходимо всегда приспособлять речь проповедующего к качествам слушателей, для того, чтобы ни стыдливым не говорить жестокого, ни бесстыдным кроткого. И что удивительного, если это будет делать сеятель слова Божия, когда и земледелец, бросающий семена на землю, прежде рассматривает качество земли, для каких семян она окажется пригодною, а после рассмотрения качества, рассевает семена? — Нo поелику мы долго проговорили о качестве учения, то надобно возвратиться к тому порядку изъяснения, который мы начали. **И егда совратится праведник от правд своих и сотворит coгpешeниe, и дам муку пред ним, той умрет, яко ты не воспретил ecи ему: и во гресех своих умрет, зане не помянутся правды его, яже сотвори: крове же его от руки твоея взыщу**. Поелику проповедник молчал пред праведником, который пал в грех, то становится виноватым в крови его. И тот, кто не старался быть тщательным в проповедании, соделался участником в виновности. Но когда говорится: во гресех своих умрет, зане не помянутся правды его, яже сотвори, тогда нам особенно надобно помыслить о том, что, предаваясь грехам, мы напрасно вспоминаем о своих прежних добродетелях; потому что в содеянии грехов не должно быть никакой опоры на прошедшие добрые дела. Но можно спросить: надобно ли праведнику проповедывать прежде, нежели он падет, или же и после того, как он падет? — Поелику проповедник должен наблюдать, чтобы он (праведник) не доходил до падения, то без сомнения (надобно проповедывать) прежде, нежели он падет. Ибо далее следует: //ты же аще возвестиши праведному, еже не согрешати, и той не согрешит, праведный жизнью поживет, яко воспретил ecu ему, и ты твою душу избавиши// [[old:iez:03:21|(Иез.3:21)]]. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20-21 **И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою** //Но и если праведник, отступивший от правды своей, будет совершать беззакония, Я положу пред ним преткновение. Он умрет, потому что ты не возвещал ему, – он умрет во грехе своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Если же ты будешь возвещать праведнику, чтобы он не согрешил, и если он не согрешит: то он будет жить, потому что ты возвещал ему, и ты спас душу свою.// Подобно тому, как мы читали о двух нечестивых или о беззаконниках: об одном, который не слышал и погиб, о другом, который слышал и оставался в беззаконии; так есть и два праведных: один, который не слышал и погиб, другой, который слышал и, обратившись к покаянию, спас душу свою. И должно заметить, что праведный может пасть и исправиться, если будет иметь учителя. Таким образом и добрые дела нуждаются в постоянном руководстве, чтобы, уклонившись от наилучшего пути, не обратиться назад. Также и нечестивый или беззаконный, если не обратится, умрет в нечестии или в беззаконии своем. Праведный же, если совершит нечестие и грех, не тотчас умирает, но полагается пред ним преткновение или мучение и, как сказал Феодотион, //немощность//, чтобы он мучился и не находил беспрепятственного пути и понял свое бессилие, о каковых и апостол говорит: //сего ради в вас мнози немощни и спят доволни// [[new:1kor:11:30|(1 Кор. 11:30)]]. Ибо для праведника полезно уразуметь свой грех, и мучиться в совести и говорить с псалмопевцем: //возвратихся на страсть, егда унзе ми терн// [[old:ps:031:04|(Пс. 31:4)]]. И как нечестивому не служат препятствием беззакония, если он отступает от нечестивого пути своего и становится живым, так праведнику не приносит пользы его прежняя праведность, если он отягощается новыми худыми деяниями. Что же касается присоединения: //он умрет, потому что ты не возвещал ему, то [здесь] подразумевается: он мог жить, если бы учил страж и учитель.// //**Толкование на пророка Иезекииля.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих** //“Когда я положу пред ним преткновение”//, т. е. искушение (слав. “//муку//”, греч. basanon “дознание через пытку”). Разумеется так называемое попущение Божие к искушению, которое в собственном смысле исходить от Бога не может ([[old:iov:01:12|Иов I:12;]] [[new:iak:01:13|Иак I:13]]). - //“Если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой”.// О беззаконнике такого предположения не было сделано (ср. ст. 18 и 19) потому что по отношению к согрешившему праведнику недостаток своевременного обличения может оказаться единственною причиною его духовной смерти, тогда как грешника, редко спасает обличение. - //“И не припомнятся ему праведные дела его”//. Тяжкий грех может настолько испортить праведника, что все прежние добродетели его исчезнут бесследно с души его. Кроме того пророк Иезекииль, как ветхозаветный человек, говорит более о земной участи праведника и грешника, чем о загробной, где воздается каждому по делам его. См. также Толкование на [[old:iez:03:16#lopuxin_ap|Иез. 3:16]] [<10>]