[<10>] ====== Толкования на Иез. 4:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ты же возми себе сковраду железну, и да положиши ю в стену железну между тобою и между градом.** Бедствие Иудеев представляет Бог под образом сковороды, на которой как бы испекутся сердца их от постигшей их скорби. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву** Выше сказанное нами, что и сам пророк, и чертеж на кирпиче, окружающий [или окружающем] укреплениями, насыпью и стенобитными машинами, служат предваряющим знамением осады Иерусалима, это теперь яснее выражается после многого, находящегося между этим: //это знамение дома Израилева//; железная сковорода, которая полагается между пророком и городом, указывает на великий гнев Божий, который никакими мольбами не смягчается и не преклоняется к помилованию. Ибо как все металлы превосходит железо и нет ничего крепче его, так неимоверные злодеяния Иерусалима по своей вине сделали Бога, благого по природе, весьма строгим. Также сковорода, находящаяся посредине, между народом и Богом, называется противостоящею стеною, чтобы показать, что весь народ в короткое время подвергнется разорению и будет доведен до уничтожения. Обращение же лица на город служит знаком строгости, согласно с тем, что написано и что мы читаем в другом месте: //лице Господне на творящая злая, еже потребити от земли память их// [[old:ps:033:17|(Пс. 33:17)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву** //“Железную доску”,// точнее, как и в слав.: //сковороду// (противень, лист), из которой пеклись например, хлебные лепешки в масле [[old:lev:02:05|(Лев II:5)]]. Ею пророку велено воспользоваться, потому что из железных вещей она была ближе всего под рукою, находилась во всяком доме. Она же могла лучше всего представить железную стену между пророком, представителем Бога, и городом, изображенным на кирпиче: между Иеговой и Его св. городом теперь след., выросла целая стена, непроницаемая как железо, - знак неумолимости и неотвратимости Божия определения относительно Иерусалима (блаж. Иероним и Феодорит), а может быть и причины их - греховности и жестокосердечия народа (Кимхи: “грубые и черные грехи”). Эта же доска могла указывать на несокрушимые осадные работы кругом Иерусалима. На барельефах Нимруда и Куюнджика изображены осады, в которых встречаются все предметы, поименованные во 2 ст., и в тоже время род больших щитов, утвержденных на земле, за которыми укрывались стрелки (Layard, Nineveh II, 345). - //“И обрати на него лице твое”// (ср. [[old:ps:024:17|Пс XXIV:17]] и др.). Смотря на него пристально, не отводя глаз, полный неутомимого негодования, “с суровым и неумолимым лицем строгого судии, который, будучи непреклонен в принятом решении, смотрит на виновного твердым взором” (блаж. Иероним). - //“И ты осаждай его”//. Как представитель Бога, пророк должен теперь сам осаждать город. Никто другой, как сам Иегова будет осаждать город, а неприятельское войско - только орудие, которым осуществляется Его воля (арам.) [[old:iez:27:06|27:6;]] [[old:iez:43:10|43:10]]; [[old:ier:25:09|Иер XXV:9;]] [[old:ier:27:06|XXVII:6;]] [[old:ier:43:10|XLIII:10]]). Так и древние пророки представляли нападение врага, расходясь в этом отношении до противоположности с народным воззрением, по которому Иегова не может отделить Себя от народа - //“Это будет знамением дому Израилеву”//. Эта символическая осада знаменует угрожающую Иерусалиму судьбу. Домом Израилевым названо здесь одно Иудейское царство, так как после падения Израильского царства оно одно представляло собою всю нацию (ср. [[old:2par:35:18|2 Пар XXXV:18;]] [[old:2par:30:01|XXX:1;]] [[old:2par:31:02|XXI:2;]] [[old:is:48:01|Ис XLVIII:1]]); в таком же смысле Иезекииль употребляет это название выше: [[old:iez:03:07|III:7,]] [[old:iez:03:17|17]], ниже: [[old:iez:05:04|V:4;]] [[old:iez:08:06|VIII:6]] и др.; от этого употребления он отступает только однажды, именно сейчас в ст. 4 и 5. **//Толковая Библия.//** [<10>]