[<10>] ====== Толкования на Иез. 4:13 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тако снедят хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю я.** Сие говорится или о времени, когда царь вавилонский рассеял Иудеев и навел на них народ, и сыны Иерусалима среди них ели хлеб свой в нечистоте, или о времени, когда Иудеи снедали также в нечистоте хлеб свой среди Идумеев, Моавитян, Филистимлян и других народов. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-15 **И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их. Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои. И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой** Во многих местах мы весьма часто читаем, что пророки, по Захарии [[old:zah:03:start|(гл. 3)]], – мужи знаменательные, которые своими действиями предзнаменуют будущее и о которых Бог говорит:// в руках пророческих уподобихся// [[old:os:12:10|(Ос. 12:10)]]. Итак подобно тому, как Иезекииль ел хлеб [приготовленный] на кале, так и сыны Израилевы, или весь народ иудейский или же, как иные думают, десять колен будут есть [или ели] оскверненный хлеб, среди народов, хотя эта угроза относится не к тем, кои уже изгнаны, а к тем, которые должны будут быть изгнанными из земли обетованной. Когда пророк узнал это, то он по Акиле трижды отказывался: ах, ах, ах. Но Симмаху же и Семидесяти он ответил (μηδαμῶς, что по-латыни выражается чрез nequaquam (никоим образом). Вместо этого Феодотион перевел: //о Господи Боже//. Мы не должны думать, что он прекословит повелению Господа, но он указывает причины, почему он не может сделать этого, или скорее умоляет об освобождении от этого. Поэтому он достигает того, о чем просил, и строгое определение смягчается более снисходительным поведением. Спрашивается: почему Иезекииль отказывался от более легкого, а Осия тотчас вступил в связь с блудницею и не прекословил или не отвечал, что он имеет чистое тело и не должен оскверняться чрез смешение с блудницею по словам апостола: //прилепляйся сквернодейце едино тело есть с нею// [[new:1kor:06:16|(1 Кор. 6:16)]]. Отсюда видно, что он был образом синагоги или Церкви, устроенной не по букве, что́ мы подробнее изложили при истолковании этого пророка. Мертвечиною называется то, что теряет жизнь без излияния крови и в чем умирает душа (аnima), а растерзанным зверями то, что по-гречески выражается чрез θηριάλωτον. Дозволение же коровьего помета вместо кала человеческого указывает на облегчение бедствий потому что хотя и повелевается есть хлеб, испеченный на коровьем помете, но устраняется осквернение калом человеческим, и до ныне в народе иудейском соблюдается это определение, чтобы не есть своего хлеба [приготовленного] на кале человеческом. Ибо они не служат идолам и не почитают различных чудовищных демонов, но они [едят хлеб, приготовленный] на коровьем помете, потому что они все делают ради плоти и чрева и благ этой земли согласно с сказанным: //сотворивый та жив будет в них// [[old:lev:18:05|(Лев. 18:5)]]. Мы же презираем земное и не только попираем пищу с калом человеческим и почитаем земные удовольствия за ничто, но едим хлеб, сходящий с неба [[new:in:06:start|(Ин. гл. 6)]], и питаемся тою пищею, о которой псалмопевец поет: //хлеб ангельский яде человек// [[old:ps:077:25|(Пс. 77:25)]], поддерживая жизнь (viventеs) не мясами египетскими, а легкою манною. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их** В 13-17 ст. символическое действие объясняется сперва по отношению к плену, а затем по отношению к осажденному Иерусалиму, чем заключение главы примыкает к V гл.; но это объяснение прерывается в 14 и 15 ст. Самое ужасное в плене, что там придется есть нечистый хлеб ([[old:os:09:03|Ос IX:3]] и д.; [[old:am:07:12|Ам VII:12]]), от соприкосновения с язычниками (так переводит Симмах “среди тех народов”) не менее нечистый, чем хлеб, приготовленный на кале. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iez:04:04#lopuxin_ap|Иез. 4:4]] [<10>]