[<10>] ====== Толкования на Иез. 5:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ты же сыне человечь, возми себе меч остр; и возложи его на главу твою, и на браду твою, и возми превес весов, и размериши я** на три части. Волосы, выросшие во время твоего затворничества, раздели на три части, взвесив на весах; одну часть сожги среди города; и это изображает тех Иудеев, которые будут в святилище, когда храм загорится. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-4 **А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в полы. Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев** Вместо трех частей головных и других волос, из которых одна сожигается посреди города, другая изрубается мечом в окрестностях его, третья рассеивается по ветру, из которой немного берется и завязывается в край одежды, и еще несколько из третьей части бросается в огонь, из которого выходит пламя на весь дом Израилев, LХХ перевели четыре части. И сказав: //четвертую часть сожжешь огнем посреди города, и четвертую изрубишь мечом в окрестностях его и четвертую развеешь по ветру//, они, так как у них оставалась еще четвертая часть, прибавили от себя: //и четвертую часть возьмешь и сожжешь ее посреди города//, как будто бы эта не одна и та же с первою и как будто бы не тоже он сказал в первой, что и в прибавленной. Поэтому и далее Господь сам изъяснил чрез пророка таинственные волосы, сказав:// третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя, указывая на то, что огонь означает голод и язву, и третья часть у тебя надет от меча в окрестностях твоих//, изображая умерщвления извне и войны. //Третью же часть твою//, говорит, //развею по всем ветрам//, указывая на тех, которые будут отведены в плен. Вслед за ними, говорит, Он обнажает или направляет меч свой, чтобы пленение не было последним из зол, и берет из самых рассеянных и плененных и завязывает в краю одежды Своей тех, которые из плена возвратятся в Иерусалим, и из них также берет некоторую часть, и истребляет огнем и пламенем, указывая на македонян, под властию которых жители Иудеи и в особенности Иерусалима претерпели тяжкие [бедствия]. Что же касается выражения //из него//, то есть из народа иудейского, или по Семидесяти //из нее//, чтобы можно было подразумевать город Иерусалим ((Город Иерусалим в греческом и латинском языке рода женского, а не мужеского.)), //выйдет огонь на весь дом Израилев//, то [сюда относится] история Маккавеев, повествующая, что некоторая часть иудеев предалась Антиоху Епифану и побуждала его к преследованию народа, и многое другое, что описывается в этой истории и в книгах Иосифа, в особенности из времени несогласия между Гирканом и Александром, давшими повод Гнею (или консулу) Помпею взять Иерусалим и подчинить римской власти, и затем при Тите и Веспасиане город был взят, а храм разрушен. Чрез пятьдесят же лет, при Элия Адриане город быль сожжен и истреблен до основания, так что потерял даже прежнее имя. Но как волосы и борода служат признаком красоты и мужественности, которые если бреются, то является безобразное обнажение, и крайнюю и, так сказать, омертвелую часть всего тела составляют головные и другие волосы: так Иерусалим и народ его, омертвев и отделившись от живого тела Божия, предается голоду, и язве, и умерщвлению, и мечу, пленению и рассеянию. Некоторая часть из этого рассеяния завязывается под образом волос в краю одежды, чтобы еще некоторые часть была предана сожжению, откуда беспредельное и почти все опустошающее пламя выходит на весь дом Израилев. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части** //Четвертое символическое действие: сбритые волосы// Пророк должен теперь представить исход осады Иерусалима, причем он сам опять выступает представителем осажденного города, а волосы его - жителей. Он сбривает волосы на бороде и голове и т.о. символизирует позор (ср. [[old:2ts:10:04|2 Цар X:4, 5]], ввиду чего бритье было запрещено священникам [[old:lev:21:05|Лев XXI:5]]) и опустошение ([[old:is:07:20|Ис VII:20]] и д.), а тем, что пророк сбритые волосы уничтожает различным способом, он представляет способы, которым Господь совершит свой суд над населением Иерусалима и Иудеи. - //“Возьми себе острый нож”//, слав. точнее “меч”, “Уже тем, что пророк пользуется вместо бритвы мечом, указывается в чем будет дело” (Сменд). -// “Бритву брадобреев возьми себе”//, т. е. в качестве настоящей бритвы возьми меч; слав. “острее паче бритвы”. Слово “брадобрей”, “галав”, более нигде не употребленное в Ветхом Завете (корень его - арабский), свидетельствует, что во времена Иезекииля была уже эта профессия. Сбритые волосы развешиваются на //весах//, в знак особой точности Божия предопределения на 3 равные части. По LXX волосы развешиваются на 4 части и первой участи подвергаются две части; это, начиная с блаж. Иеронима, признают недосмотром переписчиков; м. б. первоначально под четвертою частью разумели сожженные волосы из завязанных в одежду (см. ст. 3), а после удвоили первую часть. **//Толковая Библия.//** [<10>]