[<10>] ====== Толкования на Иез. 5:5 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-7 **Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли. А он поступил против постановлений Моих нечестивее язычников, и против уставов Моих - хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают. Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас** Что Иерусалим лежит в средине мира, об этом свидетельствует этот же самый пророк, указывая на то, что он есть пуп земли. И псалмопевец, изображая рождение Господа, говорит: //Истина от земли воссия// [[old:ps:085:12|(Пс. 85:12)]], и затем, [изображая] страдание, говорит: //содела спасение посреде земли// [[old:ps:073:12|(Пс. 73:12)]]. Ибо с восточной стороны он окружается тою частью света, которая называется Азиею; с западной стороны тою, которая называется Европою; с полуденной или южной – Ливиею и Африкою; с севера – Скифией, Арменией и Персией и всеми народами Понта. Таким образом он поставлен среди народов, чтобы по отношению к Богу, который был ведом в иудее и которого имя было великим у Израиля [[old:ps:075:start|(Пс. 75)]], все окрестные народы следовали примеру того, кто последовал нечестию народов, находившихся вокруг него, и даже превзошел их своим беззаконием. Это прекрасно истолковал Симмах, сказав: //этот Иерусалим, который Я поставил среди народов и вокруг него страны, переменил постановления Мои на беззакония, которым научился у язычников, и оправдания Мои [на то, чему научился] от стран, которые вокруг него; ибо они отвергли законы Мои и не поступали по постановлениям Моим//. Что же касается сказанного Семьюдесятью: //оправдания Мои беззаконно от язычников и законы Мои от стран, которые вокруг него, то это очевидно, хотя бы я и умолчал об этом, не имеет связи//. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли** //Объяснение символических действий// Иерусалим называется серединой народов и земли (ср. [[old:iez:38:12|XXXVIII:12]]), как средоточный пункт земли в смысле историческом (а не географическом, как хотят рационалисты, видя здесь наивные географические представления), как город, в котором Бог поставил престол благодатного царства, откуда выйдет закон ([[old:is:02:02|Ис II:2;]] [[old:mih:04:01|Мих IV:1]]) и спасение [[old:ps:073:12|(Пс LXXIII:12)]] для всех народов. Это представление имеет своим предположением веру народа в свое всемирно-историческое значение, на основании которого он чувствует себя средоточным пунктом мировой истории и поэтому земли. “Для этой оценки Иерусалима гораздо меньше сделал Соломон, который помышлял возвысить его на степень космополитической митрополии, чем Исаия; для последнего мировая история вращается около Иерусалима, как углового пункта [[old:iez:29:05|ХХIX:5]] и д. [[old:iez:31:05|XXXI:5]]); Иегова имеет в Иерусалиме огонь [[old:iez:31:09|(XXXI:9)]]; так и в конце времен он должен стать опять верным городом, горою правды [[old:is:01:26|(Ис I:26)]]. Во время Иезекииля на него опирались, как на внешнюю реальность, при обладании которою считали себя неодолимыми [[old:ier:07:07|(Иер 7:7)]]. И для Иезекииля Иерусалим - город без сравнения, так как здесь храм, в котором возможен единственно законный культ (Бертолет). - //Я поставил его среди народов и вокруг его земли”.// Второе предложение усиливает мысль первого. “Земли” (мн. ч.) для Иезекииля характерно: оно имеет значение “языческой земли” и находятся у него 27 раз, тогда как у прежних пророков не встречается, за исключением Иеремии, у которого 7 раз” (Бертолет). Ст. 5-17 **Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли. А он поступил против постановлений Моих нечестивее язычников, и против уставов Моих - хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают. Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас, - посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников. И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам. Посему, - живу Я, говорит Господь Бог, - за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя. Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними. И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя. И сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов, которые вокруг тебя, перед глазами всякого мимоходящего. И будешь посмеянием и поруганием, примером и ужасом у народов, которые вокруг тебя, когда Я произведу над тобою суд во гневе и ярости, и в яростных казнях; - Я, Господь, изрек сие; - и когда пошлю на них лютые стрелы голода, которые будут губить, когда пошлю их на погибель вашу, и усилю голод между вами, и сокрушу хлебную опору у вас, и пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя; и язва и кровь пройдет по тебе, и меч наведу на тебя; Я, Господь, изрек сие** Угрожающее Иерусалиму наказание обосновывается [[old:iez:05:05|(ст. 5-10)]] и описывается без символа [[old:iez:05:11|(ст. 11-17)]], причем речь постепенно переходит от Иерусалима к стране (ср. гл.: [[old:iez:06:start|VI]] и [[old:iez:07:start|VII]]) и от содержания последнего символического действия к объяснению всех их. Общая мысль [[old:iez:05:05|5-10 ст]].: так высоко отличенный перед язычниками Израиль оказался хуже их и за это подлежит тягчайшему наказанию. **//Толковая Библия.//** [<10>]