[<10>] ====== Толкования на Иез. 6:13 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-14 **И узнаете, что Я Господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим.И простру на них руку Мою, и сделаю землю пустынею и степью, от пустыни Дивлаф, во всех местах жительства их, и узнают, что Я Господь** **И под дубом сенным и под всяким древом чащным.** Сим изображается безумие возлагавших суетную надежду на богов своих, которых ставили они на всякой горе высокой под всяким сеннолиственным и широковетвистым древом. Ибо таков обычай лжи - украшать себя наружною, заимственною лепотою. **От пустыни Девлафа.** Девлафа есть Дафнис, что близ Антиохии. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И узнаете, что Я Господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим** Ясно по буквальному пониманию и не нуждается в истолковании, что войско израильское убито на горах Израилевых и на высоких холмах, между самыми алтарями и рощами идольскими, которые называются деревьями ветвистыми, чтобы где они грешили, там и были наказаны. Относительно таинственного смысла мы должны следовать прежде представленному порядку. Когда учители еретиков бывают сокрушаемы и побеждаемы церковными мужами, сведущими в знании Писаний, то мы видим убитых [учителей] превратных учений лежащими между измышленными ими идолами, и тех, которые восставали на разум Божий, распростертыми на горах и холмах под всяким деревом ветвистым, которые имели напыщенные слова и тень листьев, но не имели плодов добрых дел, которые были под всяким дубом зеленеющим, приносящим плоды не для людей, а для свиней, где они возжигали благовонные курения не Богу, а своим идолам. И они не могли сказать того, что о Ное написано: //обоня Господь воню благоухания// [[old:gen:08:21|(Быт. 8:21)]], и того, что Павел говорит: //Христово благоухание есмы Богови на всяком месте// [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2:15)]]. Но как святой своим благоуханием делает приятное Богу, так грешник, от лица которого в оном псалме поется: //воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего// [[old:ps:037:06|(Пс. 37:6)]], возжигаех своим идолам смрадные курения. То, что нами переведено: н//а всех вершинах гор//, и немного спустя: //и под всяким дубом зеленеющим//, Семьдесят опустили. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И узнаете, что Я Господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим** 13 стих повторяет и дополняет мысли 4 и 5, как 14 ст. - 6 и 7. Стих дает осязательно картинный перечень мест идолослужения. //Горы// и //холмы// выбирались для идолов и капищ в убеждении, что эти места ближе к небу (Тацит, Анн XIII, 57; ср. [[old:chis:22:41|Чис XXII:41]] и др.). Наравне с горами местами богослужения выбирались тенистые //долины// под густолиственными деревьями, например, теревинфами (“дубом”), так как верили, что в дереве обитает божество. -// “Благовонные курения”,// слав. //“воню благоухание”// - обычное обозначение приятной для Бога жертвы; то, что по закону должно было сберегаться для Бога, приносилось в жертву идолам; выражение звучит скорбною ревностью. **//Толковая Библия.//** [<10>]