[<10>] ====== Толкования на Иез. 8:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование** См. Толкование на [[old:iez:08:01#prp_efrem_sirin|Иез. 8:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование** И здесь простирается подобие руки, а не самая рука, ибо в Боге нет ничего телесного. И представляется зрению рука, чтобы член человеческого тела и обычного не устрашил того, кто берется и поднимается. Ибо если бы в виде змей или другого какого либо животного Он коснулся пророка, то самое несходство членов устрашило бы того, кто быль взят. И берется за часть волос, потому что если бы он был взят за всю голову, то этого не вынесла бы человеческая природа. Вместо //пряди волос// (сinсiunus) LХХ перевели κράσπεδον, то есть //опушка//, из которых первое обыкновенно понимается в отношении к волосам, а второе в отношении к одеждам. //И поднял меня дух между землею и небом.// Сперва он был взят подобием руки, а потом поднимается духом, каковый дух не тотчас поднимает его к небу, но [поднимает] между землею и небом, чтобы он, оставляя земное, спешил между тем к небу. Но можем мы и то сказать, что по причине добрых дел пророк был взять подобием руки, а по причине ведения духовных предметов возносится духом. Ст. 3-4 **И привел меня в видении Божием в Иерусалим к внутреннему входу, обращенному к северу, где был поставлен идол ревности, чтобы вызывать ревнование. И вот там слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле** LХХ: //И привел меня в видении Божием в Иерусалим, к преддверию ворот, обращенных к северу, где был истукан обладающего. И вот была там слава Господа Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле // Что же касается находящегося в некоторых списках: //и в истукане образ ревности//, то это прибавлено из Феодотиона. Прочее [переведено] одинаково. Говоря: //привел меня в Иерусалим в видении Божием//, он показывает, что он был перенесен не в теле, а в духе. Подобно этому видению мы можем видеть и небеса, и глубины морские, и преисподнюю, когда мыслию постигаем причины каждого из этих предметов в частности. Сперва же он приходит к преддверию, обращенному к северу, чтобы там видеть истукан идола ревности, [поставленный] для возбуждения ревности, [и] чтобы иметь возможность оттуда проникнуть внутрь и видит прочее, что далее описывается. А что в храме Божием был поставлен истукан идола Ваала, об этом повествует история. И прекрасно называется он //идолом ревности//, ибо он вызывает Господа к ревнованию и рвению согласно с тем, что говорится в Второзаконии: //„они вызвали Меня на ревность чрез того, кто не был Богом, и Я вызову в них ревность чрез народ, которого нет“// (сн. [[old:vtor:32:start|Втор. гл. 32]]). Затем, так как ревность и обладание по-еврейски называются одним и тем же именем: //сепа//, то вместо //истукан ревности// LХХ перевели истукан обладающего. Поэтому когда родился Каин, то родившая говорит: //стяжах человека Богом// [[old:gen:04:01|(Быт. 4:1)]], указывая стяжанием человека на имя Каина. И была там слава Господа Бога Израилева, не для того, чтобы наслаждаться такою близостию, а для того, чтобы явление ее уничтожило идола ревности и храм. Поэтому в скором времени следует разрушение и города и храма. И у Исаии написано [[old:is:29:start|(гл. 29)]], что на узкой постели не будут помещаться двое и короткое одеяло не может покрывать обоих, чрез что Писание указывает на оное [изречение] апостола: //кое согласие Христови с велиаром, церкви Божией со идолы// [[new:2kor:06:15|(2 Кор. 6:15)]]? //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование** //“Как бы руку”.// Черта, отличающая настоящее видение, это рука, которая берет пророка //“Как бы”//, слав. точнее //“подобие”// (евр. “табнит”, “строение”, “образ”): рука едва вырисовывалась; знакомая по I гл. робкая осторожность в описании Божественного образа. - //“Взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом”//. Пророк почувствовал след. и физическое прикосновение к темени и затем парение в воздухе, хотя тело его, по-видимому, не оставляло прежнего места; об этом последнем предупреждает замечание //“духом”// и в дальнейшем предложении //“в видениях Божиих”,// и посетители пророка не оставляют его во время этого “восхищения” [[old:iez:11:25|(XI:25).]] Тем не менее выражение слишком решительно, чтобы понимать его лишь о духовном перенесении в Иерусалим и храм; оно напоминает [[old:iez:03:12|III:12,]] [[old:iez:03:14|14,]] где речь о телесном перемещении. Здесь же, как и в [[old:iez:37:01|XXXVII:1]] и [[old:iez:40:01|XL:1-2]] разумеется, вероятно, какое-то наполовину телесное перенесение, напоминающее может быть явление двойничества, но не столь резко физическое, как в [[old:dan:14:35|Дан XIV:35,]] где и деятелем является не Бог, а ангел. //“Дух”,// очевидно тот же, что в [[old:iez:02:02|II:2;]] [[old:iez:03:12|III:12,]] [[old:iez:03:14|14,]] тожественный, как мы видели, с “духом” [[old:iez:01:12|I:12,]] т. е. Духом Св.; т.о. этим только точнее обозначается деятель чудесного перенесения пророка ([[new:lk:11:20|Лк XI:20]] точнее обозначено у [[new:mf:12:28|Мф XII:28]]); в рассказе о перенесении пр. Аввакума ангелом в Вавилон замечено, что ангел перенес пророка //“силою духа своего”. - “В Иерусалим ко входу внутренних врат, обращенных к северу”//, т. е. в храм, чего однако не сказано, - недомолвка, выдающая священника. Внутренними вратами, иначе верхними ([[old:iez:09:02|IX:2;]] [[old:ier:20:02|Иер XX:2]] и д.) назывались ворота в ограде, отделявшей внешний двор от внутреннего; в отличие от этих ворот ворота внешнего двора, через которые вступали впервые в храм, назывались просто “воротами дома Господня”. Тех и других ворот было вероятно по три: восточные (главные), северные и южные, причем последние предназначались только для царей [[old:iez:43:08|(Иез ХLIII:8)]], ведя от дворца ко храму. Из этих трех ворот здесь упоминаются вторые, которые в ст. 5 называются “воротами жертвенника”; они же, кажется, в [[old:ier:26:10|Иер XXVI:10]] называются “новыми”. Пророк поставлен был у входа в эти врата, какого входа - наружного (северного) или внутреннего (южного), не сказано; но из ст. 5 видно, что внутреннего, потому что, смотря с места нахождения своего на север, он видит с северной стороны ворот идола. Следовательно, пророк поставлен был между воротами и жертвенником на внутреннем дворе или дворе священников. Оттуда видит он во храме прежде всего //идола ревности,// т. е. поясняет пророк //“возбуждающего ревнование”//, конечно, у Господа, единственного обладателя Израиля (отсюда прибавка LXX; //“притяжавающаго”//). Гнев Божий на идолопоклонство Израиля часто изображается под видом ревности, ревнивой, не допускающей других предметов почитания, любви Бога к Израилю: [[old:ish:20:05|Исх XX:5;]] [[old:vtor:32:16|Втор XXXII:16,]] [[old:vtor:32:21|21]] и др. Посему всякий идол мог быть назван идолом ревности. Но такая определенность в указании места, где стоял идол, такое необычное название для идола, взятое из области супружеских отношений, наконец столь почетное и святое место храма, занятое идолом - все это показывает, что здесь имеется в виду определенный идол, стоявший когда-либо или тогда во храме. Но из Священ. книг известно лишь определенно о поставлении в храме одного идола, это именно идола Астарты при Манассии ([[old:4ts:21:07|4 Цар XXI:7;]] [[old:2par:33:07|2 Пар XXXIII:7]], [[old:2par:33:15|15,]] где идол ее обозначается в тем же, что здесь, словом “семел”, употребленным еще только во Втор IV:16; слав. //“столб и образ”//); этот идол отвечает и всем другим данным настоящего указания: близости к жертвеннику (ср. [[old:vtor:16:21|Втор XVI:21, 22]]) и понятно ревности (женственность божества, разврат культа). Другие разумеют Молоха, Ваала, Адониса, Бела. **//Толковая Библия.//** [<10>]