[<10>] ====== Толкования на Иез. 8:15 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-16 **и сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу** Вместо того, что мы перевели притвором (vestibulum) по Симмаху, который поставил// πρόπυλον//, Семьдеcят и Феодотион поставили самое слово еврейское// аеlаm//; Акила в первом издании перевел //προστάδα//, во втором: //аеlаm// храма, что мы можем перевести чрез //портик// храма или некрытый двор, который находился между храмом и жертвенником. И так как выше, после идола ревности, оказавшегося при вратах северных, мы говорили: //обратившись еще, ты увидишь бо́льшие мерзости//, и когда были показаны на стене изображения всякого рода животных, которым кланялись семьдесят старейшин и Иезония, сын Сафанов, держа в руках кадильницы, во второй раз говорится: //обратившись еще, ты увидишь бо́льшие мерзости, какие они делают//, ибо сидели женщины, оплакивая Адониса; то затем в третий раз говорится: //обратившись еще, ты увидишь мерзости большие, чем эти//. Но какая мерзость больше в сравнении с вышеупомянутыми тремя злодеяниями? Конечно, четвертая, которая следует затем: в//от при входе в храм Господен, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей, стоящих спинами к храму Господню и лицами к востоку и кланявшихся на восток солнцу//, так как, презрев Господа, они кланялись солнцу, то есть творению Господню, между тем как Сам Господь заповедал чрез Моисея [[old:vtor:12:start|(Втор. гл. 12)]], что они не должны, по обычаю язычников, кланяться к востоку, но в какой бы части земного шара ни находились, на востоке ли, на западе ли, на юге ли, на севере ли, должны кланяться [по направлению] к храму, где святое святых признавалось за жилище Божие. Так именно делал в Вавилоне, как мы читаем [[old:dan:06:start|(Дан. гл. 6)]], и Даниил, который, открыв окна горницы своей, кланялся Господу по направлению к храму, находившемуся в Иерусалиме. Что это, по буквальному пониманию, было поруганием религии, это для всякого несомненно. А что в таинственном смысле все еретики хуже предшествующего, то есть идола ревности, и образов животных, изображенных на стене, и плача об Адонисе, чрез что изображается идолослужение и распутство; это может знать тот, кто поймет слова пророка: //ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспят// [[old:ps:049:15|(Пс. 49:17)]]. И в другом месте: //обратиша ко Мне хребты удаляющиеся// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]]. Разве мы не знаем, что Маркион и прочие еретики, раздирающие Ветхий Завет, презрев Творца, то есть истинного Бога, чтут и поклоняются другому какому-то доброму Богу, которого они сами измыслили? И все современные нам еретики, проповедующие о Сыне, как о творении, и однако поклоняющиеся Ему, оставив храм Божества и обратившись к нему спиною, сами говорят, что они, согласно с своим исповеданием, поклоняются твари. Мы же так кланяемся Солнцу правды, что кланяемся Богу в храме Ветхого Завета, где Закон и Пророки, где херувимы и очистилище. Где мы перевели //двадцать пять//, там LХХ поставили //двадцать//, но в некоторых списках из Феодотиона прибавлено еще пять. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **и сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости** См. [[old:iez:08:06|ст. 6]] и [[old:iez:08:13|13]]. Описанное к [[old:iez:08:16|16 ст.]] идолослужение могло быть хуже всех прежних, по месту совершения, очень священному, потому что совершалось задом к храму и потому что совершителями его были, должно быть, священники (см. [[old:iez:08:16|ст. 16]]), но не по предмету потому, что поклонение солнцу никак нельзя признать хуже культа Астарты или зоолатрии, а скорее выше их. Таким образом, разрядный список культов у Иезекииля составлен не по существу и сравнительному достоинству их, а по посторонним соображениям; это потому что по существу всякий языческий культ для него нечто такое, хуже чего вообще ничего не может быть: измена Иегове, как и супружеская, не может быть большею или меньшею. **//Толковая Библия.//** [<10>]