[<10>] ====== Толкования на Иез. 9:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца** **И слава Божия взыде от Херувима**, стоящего над углом дома, т.е. над жертвенником, который устроен был в углу дома Господня. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца** См. Толкование на [[old:iez:09:02#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 9:2]] =====Лопухин А.П.===== **И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца** //И слава Бога// (Елогим, как в [[old:iez:08:04|VIII:4]]; см. там) //Израилева// (не просто: Господня; см. [[old:iez:08:04|VIII:4]]) //сошла с Херувима// (первый раз в Ветхом Завете это слово в ед. ч., но явно в собирательном значении), //на котором была, к порогу дома”//, т. е. здания святилища и святаго святых; слав.: “в непокровенное дому”, т. е., в некрытый портик, паперть святилища. Присутствие славы Божией в скинии и храме проявлялось в облаке (Шехина); в таком виде должно быть и здесь слава Господа переменила свое место, как видно из [[old:iez:10:03|X:3-4.]] Но с какого херувим или херувимов сошла слава Божия: с херувимов ли Ковчега завета, или явившихся и стоявших по [[old:iez:10:03|X:3]] на правой стороне внутреннего двора? То обстоятельство, что таинственных животных видения пророк еще не назвал херувимами и что он только в [[old:iez:10:15|X:15,]] по-видимому, окончательно убедился в тождественности их с херувимами, кажется дает некоторое основание для того, чтобы разуметь здесь херувимов святого святых. С другой стороны, при таком осквернении храма, какое представлено в VIII гл., возможно ли было присутствие в Св. Святых Шехины? Как мы видели в объяснении [[old:iez:08:12|VIII:12,]] и Ковчега завета тогда могло уже не быть. Все же возможно разуметь здесь тех и других херувимов, и смысл этого передвижения славы Божией в обоих случаях будет почти тот же. Если слава Божия перешла на порог храма с Ковчега завета, то это было первым шагом ее для удаления из храма, причем остановка на пороге могла показывать, как тяжело славе Божией оставлять свое любимое обитание: в течение видения слава Божия еще раз появляется на этом пороге [[old:iez:10:04|(X:4)]] и при выходе из города останавливается на горе. Если же она перешла с херувимов видения, то Бог покидает тронную колесницу, которая собственно предназначалась для удаления Его из Иерусалима, и ступает еще раз на порог своего прежнего жилища, чтобы отсюда дать распоряжение насчет уничтожения города и его населения или произвести суд над Иерусалимом (суд производился в воротах города); или может быть это было нечто вроде прощания с прежним местопребыванием. Так как херувимы святаго святых были только образами настоящих херувимов, явившихся ныне во храме, то слава Божия, почивавшая на тех и других, не могла не быть одной и той же, почему может быть пророк и не указывает, с каких херувимов она перешла на порог храма. При этом глагол “сошла” на том основании, что существительное предшествует ему (“и слава Божия сошла”, а не “и сошла слава Божия”) можно понимать, как поставленный в давно прошедшем времени, и само по себе более подходяще, что слава Божия еще до 1 ст. меняет свое место. -// “И призвал”// - все еще без подлежащего: “Он” - вставка русского переводчика. **//Толковая Библия.//** [<10>]