[<10>] ====== Толкования на Иез. 10:2 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 2 **И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах** Ст. 7 **тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел** **И рече к мужу, облеченному во утварь: вниди среде колес, яже под Херувимами, и наполни горсти твоя углия огненнаго и разсыпли на град.** Поелику муж, облеченный во утварь, не мог совершить сего, то один из Херувимов **простре руку свою в средину огня, сущаго среде Херувимов, и взя, и вдаде в руце, облеченному во утварь, и взя, и изыде** исполнить, что было повелено. **Углие огненное** означает те воздаяния и наказания за богоотступничество, какие при посредстве Ангелов постигнут безрассудных. А также **углие огненное** и муж, **облеченный во утварь**, который исходит и рассыпает углие на народ, таинственно знаменуют священника Божия, при посредстве которого раздаются живые угли животворящего Тела Господня. И тем, что другой Херувим простирает руку и дает углие облеченному во утварь мужу, означается, что сам священник не может хлеба соделать плотию; но совершает сие другой, именно Дух Святый; священник же как посредник воздевает только руки, и устами своими возносит молитвы и прошения, как умоляющий раб. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-8 **И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах. Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: "возьми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, - тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел. И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их** В виду пророка входит муж, одетый в одежду, доходящую до пят, и, как LХХ теперь изменяют перевод, //в священную столу//, между тем как у евреев стоит одно слово baddim и прочие переводчики удерживают вначале сделанный ими перевод [этого слова]. Входит же, как двукратно говорится, среди колес, которые под херувимами, чтобы наполнить руки свои горящими угольями. Когда он вошел, то только стал у колеса и изумленный или вследствие скорби о наказании Иерусалима или по причине величия славы, не простер сам руки к огню, но один из херувимов, то есть херувим простер руку и взял огонь, бывший среди херувимов, и дал в руку одетому в льняные одежды. И когда он взял, то вышел, и однако Писание не говорит, что он сделал после своего ухода, чтобы повествование о печальном событии более предоставить нашему разумению, нежели изобразить наглядно. При входе же мужа, одетого в льняные одежды, херувимы стояли по правую сторону дома, чтобы святые и горния силы представлялись, как занимающие правую сторону дома Божия, а те, которые посылаются для [совершения] наказаний и о которых написано: //послание стелы лютыми// [[old:ps:077:49|(Пс. 77:49)]], признавались за занимающих левую сторону. И когда слава Господня поднялась с херувима, имевшего передать горящие уголья мужу, и перешла к порогу дома, тотчас внутренний двор наполняется облаком, мраком и тьмою. Ибо и наказания не производятся пред величием Божиим, и слава Господня не бывает видима во дворе, о котором написано: ш//ум от крыльев херувимов слышен был даже до внешнего двора//. Вместо шума в еврейском стоит глас, каковый глас был подобен гласу Бога всемогущего, когда Он говорит. Вместо этого LХХ перевели: как бы глас Бога Саддаи, что́ Акила, Симмах и Феодотион перевели чрез ἰκανὁς то есть сильный и могущественный. Заметь, читатель, в чем согласно и не согласно предшествующее и это видение, чтобы из сличения того и другого ты без нашего напоминания уразумел божественные тайны и то, о чем я прежде напоминал, так как и чрез твердь, и чрез престол и чрез руку человеческую высказывается не истина, а подобие. Ибо мы не созерцаем славу Господню лицем к лицу, с открытым лицом, но видим все в подобии и образе, пока облечены слабым, тленным телом [[new:1kor:13:start|(1 Кор. гл. 13)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// См. также Толкование на [[old:iez:10:01#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 10:1]] =====Лопухин А.П.===== **И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах** //“И говорил Он”.// В евр. без подлежащего; к отсутствию его см. [[old:iez:02:01|II:1;]] [[old:iez:08:03|VIII:3,]] [[old:iez:08:07|7.]] - //“Человеку, одетому в льняную одежду”//, который только что был посредником помилования, а теперь становится посредником наказания; впрочем, наказание, которое поручается этому ангелу, далеко не так гибельно и бедственно, как прежнее; притом в руках Божиих всякое наказание - милующее. - //“Между колесами”.// Колеса здесь впервые, как далее в ст. 6 и 13, названы особым именем “галгал” (особый род вихря), на каковом имени пророк нарочито останавливается в ст. 13, где и см. объяснение его. - //“Под херувимов”//. В евр. ед. ч. в собирательном значении по соответствию с собирательным названием колес вопреки мн. ч. предыдущего стиха По [[old:iez:01:15|I:15,]] колеса находятся подле херувимов; настоящее //“под”// определяет лишь точнее их местоположение: так как херувимы скорее парили в воздухе, чем шли по земле, то колеса не могли не находиться ниже их и ближе к земле. - //“Пригоршни горящих угольев”//. Ангел может взять горячие угли руками, так как он сверхчувственной природы; если серафим Исаина видения в этом случае пользуется щипцами, то может быть здесь можно видеть большее развитие понятия о духовности ангелов. - //“И брось их на город”//. Иерусалим должен погибнуть, как Содом. Орудием гибели его служат угли (ср. [[old:ps:119:04|Пс CXIX:4;]] [[old:is:10:16|Ис X:16]] по евр. тексту), которые у Исаии очищают уста пророка, угли, взятые с жертвенника духовного всесожжения снятых (см. обьясн. [[old:iez:01:13|I:13]]) пред Богом, как в [[new:otkr:08:05|Откр VIII:5]], в знак того, что это всесожжение самим существованием своим уничтожает все греховное. - //“На моих глазах”// см. обьясн. в [[old:iez:09:01|IX:1]] //“в уши мои”//. [<10>]