[<10>] ====== Толкования на Иез. 13:4 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах** **Якоже лисицы в пустыни, пророцы твои Израилю.** Прежние Пророки, хотя их было у вас не более, как по одному, молились за вас, и молитвами своими испрашивали вам прощение. А из нынешних пророков, хотя их много у вас, нет ни одного, который бы предстательствовал за Израиля в день бедствий. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-7 **Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах. В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа. Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: "Господь сказал "; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: "Господь сказал ", а Я не говорил?** //Пророки твои, Израиль, будут// (вульг. //были//) //как лисицы в пустынях. Вы не выступили с противной стороны и не противопоставили стену в защиту дома Израилева, чтобы устоят на войне в день Господень. Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь говорит», когда Господь не посылал их, и упорствовали в утверждении слова. Не пустое ли видение видели вы и не лживое ли предвещание изрекали вы? И говорите вы: „ Господь говорит“, когда Я не говорил.// LХХ: //Пророки твои, Израиль, как лисицы в пустынях// (другие прибавляют: //были или будут//). //Они не стояли на тверди и собрали стада на дом Израилев. Не восстали говорящие в день Господень, видящие ложное, предвещающие пустое, говорящие: “Господь говорит“, а Господь не посылал их, и начали они восстановлять слово. Не ложное ли видение вы видели и не пустые ли предвещания вы изрекали? И говорили вы: “Господь говорит“, а Я не говорил//. Скажем сперва применительно к еврейскому [тексту]. Пророки Израилевы подобны лисицам, ежедневно крадущим домашних птиц, живущим по Акиле и Семидесяти в пустынях, по Симмаху и Феодотиону: в разрушенных стенах и на развалинах. Они не могут ни выступать с противной стороны, ни противопоставить стену в защиту дома Израилева. Мы читаем, что Аарон выступил против огня, пожиравшего народ израильский, и стал посредине и противопоставил стену дли спасения народа [[old:chis:16:start|(Числ. гл. 16)]]. Также Иеремии говорится, чтобы он не выступал против Господа и чтобы настойчивое моление не противостояло гневу Его [[old:ier:01:start|(Иерем. гл. 1)]]. Ибо как стена ставится против врага и обыкновенно с противной стороны встречается противнику и с противоположной приходящему, так определение Божие сокрушается молитвами святых. Поэтому и Моисею говорится: //оставь Меня, и истреблю народ этот// [[old:ish:32:10|(Исх. 32:10)]]. Ибо очевидно, что кому говорится: //"оставь Меня"//, тот может удерживать. Они не могут устоять на войне в день Господень, чтобы молитвами вести борьбу за народ и мольбами противостоять определению Божию. Итак, поелику они видят пустое, и предвещают ложное, и говорят, что они посланы Господом, когда они не были посланы Им, и упорствуют в заблуждениях и желают утвердить слово свое: то они уличаются в том, что все, изрекаемое ими, пусто, что они свою ложь выдают за слово Господне. Затем, по Семидесяти смысл следующий. Все еретики по причине лукавства и хитрости подобны лисицам, о которых Спаситель говорит: //лиси язвины имут и птицы небесные гнезда// [[new:mf:08:20|(Мф. 8:20)]]. И об Ироде написано: //рцыте лису тому// [[new:lk:13:32|(Лк. 13: 32)]]. И о тех же лисицах, которые соблазняют младенцев и простодущных и опустошают виноградник, Соломон говорит: //имите нам лисы малые, губящие винограды// [[old:pp:02:15|(Песн. 2:15)]]. И в псалме поется о тех, кои попадают в сети чрез их лукавство: //внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут// [[old:ps:062:10|(Пс. 62:10–11)]]. Эти пророки, подобные лисицам, не стояли на тверди и не заслужили того, чтобы слышать с Петром: //ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Они не подобны Моисею, которому было сказано: //ты же стани со Мною// [[old:vtor:05:31|(Втор. 5:31)]], и тому, который говорит: //постави на камени нозе мои// [[old:ps:039:03|(Пс. 39:3)]]. Они не стояли на той тверди, о которой в [[old:ps:018:02|18 псалме (ст. 2)]] мы читаем: //небеса поведают славу Божию, творение же руку Мо возвещает твердь//. Они собрали всех неразумных и, по причине чрезвычайного простодушия, подобных скотам против дома Божия. Поэтому теперь говорится: и собрали стада на дом Израилев. И ни восстали они сами, ни других не могли восстановить, но все, что они делали и делают, полно лжи. Следующее же затем: //и начали восстановлять// слово означает то, что хотя они желают восстать и высоко подняться, но не могут исполнить того, что желают, и им говорится: не ложное ли видение вы видели и не пустые ли предвещания вы изрекали? А что следует далее: //и говорили вы: „Господи говорит“, когда Я не говорил//, этого у LХХ нет. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах** //“Пророки твои”.// Не прибавлено “ложные”, так как кроме Иезекииля почти не было истинных. Иезекииль говорит к Израилю о его пророках так, как будто они (дело их) совершенно не касаются его; он с ними не хочет иметь ничего общего, как некогда Амос, который не хотел и называться пророком или сыном пророческим [[old:iez:07:14|(VII:14)]]; великие натуры всегда чувствовали себя одинокими и изолированными на земле. //“Израиль”// - больше нежности в обращении, чем ранее, особенно во II гл. //(“дом мятежный”)//; может быть, деятельность пророка начала уже приносить плоды. - //“Как лисицы в развалинах”//. Подобно лисицам, которые любят развалины и их производят (подкапываются под здания), ложные пророки подкапываются под существование Израиля, которое теперь уже подобно развалинам; они работают на окончательную гибель остатка существования от Израиля. **//Толковая Библия.//** [<10>]