[<10>] ====== Толкования на Иез. 16:1 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **И было ко мне слово Господне: сын человеческий! выскажи Иерусалиму мерзости его и скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка** Где вкратце излагалось каждое пророчество, там мы ставили целые главы, тотчас присоединяя к ним то, что считали нужным. Но так как здесь к Иерусалиму направлена длинная речь свидетельствующего и объявляющего ему о грехах, совершенных им, и число стихов в пророчестве простирается почти до двухсот ((По теперещнему делению эта глава имеет только 63 стиха.)), именно до того места, в котором написано: когда Я прощу тебе все, сделанное тобою, говорит Господь Бог; то мы необходимо должны все пророчество излагать по частям и присоединять надлежащие объяснения к тому, что будет поставлено впереди. Под образом любодейной женщины, соединенной первоначально чрез общение с мужем, описывается и рождение, и воспитание, и взмужалость, и брак, и прелюбодеяние, и отвержение и снова призвание, чтобы мы познакомились и с милосердием и с правосудием мужа, и с преступлениями блудницы и прелюбодейки, так как после всех наказаний он восстановляет с него союз вечный, чтобы она вспомнила о беззаконии своем, и стыдилась и чтобы ей нельзя было более открыть рта от стыда своего, когда он простит ей все, сделанное ею. Ибо грешникам весьма полезно знать, что они сделали. Поэтому и кающийся говорит: //яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну// [[old:ps:050:04|(Пс. 50:4)]]. Относительно же Иерусалима могут быть четыре способа понимания: или это тот, который был сожжен огнем вавилонян и римлян, или небесный [Иерусалим] первенцев, или Церковь, означающая видение мира, или души всех, верою видящие Бога. Но что [здесь] следует понимать небесный Иерусалим, этого мнения, разделяемого многими, Церковь не принимает, чтобы мы не были вынуждены все, содержащееся в настоящем пророчестве, относить к падению и мучениям сил небесных и к возвращению их в прежнее состояние. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== //Иерусалим - прелюбодейца// Показав необходимость падения для Иерусалима и Иудейского царства из их теперешнего нравственного состояния [[old:iez:17:12|(XIV:12-27)]], из природной низости еврейского народа [[old:iez:15:start|(гл. XV)]], пророк теперь дает обширное обозрение всей истории народа, имеющее целью показать, что в гибели царства только находит свое необходимое завершение длинная историческая цепь нечестия и особенно идолопоклонства Израилева. Взгляд на прошлое родного народа у пророка самый мрачный. Пользуясь любимым и принятым в Ветхом Завете образом брака для обозначения заветных отношений Израиля к Иегове, Иезекииль подобно другим пророкам, неверность Израиля завету представляет под видом прелюбодеяния, так что вся эта большая глава есть как бы бесконечный парафраз к [[old:is:01:21|Ис I:21]]: //“како бысть блудница град верный”.// Но по Исаии, Иерусалим, прежде чем стать блудницей, был верным, полным правды, горою Божией, городом правосудия [[old:is:01:26|(I:26, 27);]] точно также для пророка Амоса странствование по пустыне было идеальным временем [[old:am:05:25|(V:25)]]; Осия начинает греховный период с отпадения к Вавилону [[old:os:09:10|(IX:10)]] и еще Иеремия знает время, когда народ был невестой, полной любви к Иегове ([[old:ier:02:02|II:2]] и д.). Напротив Иезекииль выслеживает грех Иерусалима до его первых источников: уже происхождение Иерусалима языческое; идолопоклонство началось с колыбели - с египетского рабства. Весь исторический обзор написан под подавляющим впечатлением страшной вины народа, которая, постоянно возобновляясь, пересаживалась от поколения в поколение. Вся прошлая жизнь народа переходила от идолослужения к идолослужению, которое в погибели Иерусалима должно было найти свой конец. Когда с Иудейским царством исчезал с земли последний остаток старого Израиля, стало ясно, каково было прошлое народа, если оно привело к такому концу (Иерусалим здесь тоже, что весь Израиль). Такое же огульное осуждение на прошлое Израиля произносит Иезекииль в XX и XXIII гл., очень близких к настоящей (задатки мысли в [[old:iez:06:09|VI:9]]). Но изображая так мрачно прошлое и настоящее Израиля, пророк тем отраднейшую картину рисует для будущего (с 53 ст.), переходя при конце глав по обыкновению в эсхатологию (что может быть может говорить за составление этой речи после падения Иерусалима; на настоящем же месте она могла быть поставлена по родству с [[old:iez:15:start|XV гл.]] и всем этим отделом. К народу эта речь едва ли была произнесена обращения к соплеменникам нигде нет; ср. [[old:iez:12:01|XII:1]]). Частнее речь естественно распадается на следующие 5 отделов: благодеяниям Божиим [[old:iez:16:02|(ст. 2-14)]] противопоставляется вина народа [[old:iez:16:15|(15-34)]], которая должна повлечь за собою тягчайшую кару [[old:iez:16:35|(35-43)]]; народ должен быть приведен в глубочайшее сокрушение [[old:iez:16:44|(44-58)]], прежде, чем возможно будет наступление лучшего времени [[old:iez:16:59|(59-63)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]