[<10>] ====== Толкования на Иез. 16:8 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею** **И видех тя, и кляхся тебе.** Когда из Египта изводил тебя, тогда Я видел, что ты возросла, и достигла лет юности, но была нага, т.е. не имела закона. **Кляхся тебе,** - и ты Мне клялась. ===== Прп. Макарий Великий ===== **И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею** В книге пророка Иезекииля, говоря как бы об Иерусалиме, Дух возвещает о таковой душе: «**Я нашел тебя в пустыне нагую, и омыл тебя от крови твоей нечистоты, и одел тебя Моей одеждой, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье, и серьги на уши твои и на голову твою венец, и ты стала знаменита во всех народах; ты питалась хлебом из наилучшей пшеничной муки и медом и маслом; но затем ты забыла Мои благодеяния и пошла в след любовников твоих, и согрешила в крепости твоей**» (ст. 8-15 парафраз). Это Дух таинственно говорит о душе, которая благодаря благодати сначала познает и очистит себя от многих скверн, и нарядится нарядами Святого Духа, и облечется в ожерелье небесной силы, и вкусит Божественную и небесную пищу, но затем не пребудет благоразумной в великом познании Божественного знания, и не будет вести себя должным образом в отношении служения угождения Богу и соблюдения Его заповедей, и не сохранит подобающим образом долженствующую Небесному Мужу Христу преданность, любовь и целомудрие, и тогда в результате сего она будет отвергнута и лишена жизни, участницей которой она стала: потому что сатана может осилить даже достигших такой высокой меры и превознестись над ними. //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ---- Как Израиль, когда, по-видимому, благоугождал Владыке (хотя и никогда не благоугождал он, как должно благоугождать), имел осеняющий его столп облачный и освещающий его столп огненный, видел пред собою море разделяемое, чистую воду истекающую из камня; — а когда ум Израильтян и произволение их отвращались от Бога, тогда предаваемы были змиям и врагам своим, отводимы в тяжкий плен и истязуемы горьким рабством: так, конечно, бывает тоже и с нашими душами. Сие же таинственно назнаменуя, Дух у Пророка Иезекииля о такой душе, как о Иерусалиме, сказал: обнаженною нашел Я тебя в пустыне, «**и омых тя водою**» от нечистоты твоей, «**и облекох тя**» в одежду, «**и запястие возложих на руце твои, и ожерелья на выю твою, и усерязи во уши твоя**», и стала ты у Меня именитою среди всех языков; «**семидал и масло и мед яла еси**», и в последствии забыла ты благодеяния Мои, и пошла во след любителей твоих и «**соблудила еси срамно**». Так Дух увещавает и душу, которая познала по благодати Бога, и очистившись от прежних грехов, украсившись утварями Святого Духа, причастившись божественной и небесной пищи, но не ведя себя, как должно, при многом ведении, не соблюдая приличным образом должного к небесному жениху — Христу благорасположения и любви, делается отверженною и лишается жизни, какой была некогда причастною. Ибо сатана может превозноситься и выситься даже и над имеющими такую меру благодати, и против тех, которые в благодати и силе познали Бога, злоба высится еще и усиливается низложить их. Поэтому, должно нам подвизаться и со всем благоразумием вести себя осторожно, чтобы, по написанному, «//со страхом содевать свое спасение//» [[new:fil:02:12|(Филип. 2, 12)]]. Посему, все вы, соделавшиеся причастниками Духа Христова, ни в чем, ни в малом, ни в великом, не поступайте с пренебрежением, и не оскорбляйте благодати Духа, чтобы не лишиться вам той жизни, которой стали уже причастными. //**Собрание рукописей типа II. Слово 15.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею** **LХХ:** //И проходил Я мимо тебя, и увидел Я тебя, и вот время твое, время посещающих (divеrtеntium), и простер Я крылья Мои над тобою и покрыл позор твой.// Какая благость! Он не удовольствовался тем, что раз увидел ее попранную в крови и призвал в покаянию, но снова посетил грешницу, и так как она была нага и исполнена стыда, то опять приходит и посещает ее, и вот время ее – время //любящих//, или по Семидесяти,// посещающих// или по второму переводу Акилы συναλλαγῆς, то есть обручения и времени брака, а по первому изданию егоже и Феодотиооа μαστῶν, то есть //сосцов//, вместо чего Симмах перевел ἀγαπῆς, что́ означает //любовь//. Итак, это было время, когда женщины могут сообщаться с мужчинами и иметь супружеское соединение. Но милосердый; Бог простер крылья Свои, и принял их и понес их на плечах Своих согласно с написанным в Евангелии: //колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и ты не восхотел// [[new:lk:13:34|(Лк. 13, 34)]]. Или простер верхнюю одежду вместо крыльев, ибо это означает πτερύγιον, которою была покрыта и Руфь, когда опала при ногах Вооза [[old:ruf:03:start|(Руф. гл. 3)]]. И к краю, то есть к πτερυγίω одежды нашей, нам повелевается прикрепить гиацинтовую бахрому. Сделал же это для того, чтобы покрыть позор Иерусалима, указывая под этим именем на детородные члены женщины. Ибо по апостолу: //"и неблагообразное тела нашего покрываем более благообразным"// [[new:1kor:12:24|(1 Кор. 12:24)]]. Поэтому и псалмопевец поет: //блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси// [[old:ps:031:01|(Пс. 31:1)]]. Так как этого не прикрыл Хам у отца, то он заклеймляется вечным проклятием [[old:gen:09:start|(Быт. гл. 9)]]. Сказанное нами об Иерусалиме мы можем относить в нашей душе, которая, пока находится в состоянии детства, бывает свободною от греха. Но когда настанет время возраста ее, то является много таких, которые любят демонов, еретиков и превратные учения и которые желают остановиться у ней. Они удаляются при помощи Божией, чтобы она принимала в прислужником диавола, а слуг Спасителя. Вместо посещающих, любви и сосцов в еврейском стоит dodim, которое по свойству их языка означает все выше переведенное. Можно под временем любви и сосцов или любящих Бога разуметь Авраама, и Исаака и Иакова, так как им Господь обещал после египетского рабства освободить Свой народ. //И поклялся тебе, и вступил в договор с тобою, говорит Господь Бог.// **LХХ.** //И поклялся тебе, и вступил в завет с тобою, говорит Адонаи Господь.// Так как Я простер верхнюю одежду Мою или крылья Мои над тобою и покрыл стыд твой, то Я поклялся тебе и вступил в договор или в завет с тобою, чтобы ты имела общение более со Мною, нежели с прочими, которые желали остановиться у тебя, согласно с оным: //клятся Господь, и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову// [[old:ps:109:04|(Пс. 109:4)]]. Ибо великое прение оканчивается клятвою. //И живу Аз//, говорит Господь, //не хощу смерти грешника, но покаяния// [[old:iez:33:11|(Иез. 33:11)]]. Итак во время брана Израиль получил клятву Божию вместо всякого дара, даваемого в приданое. И так как Давид о себе сказал: //помяни, Господи, Давида и всю кротость его, яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю// [[old:ps:131:01|(Пс. 131:1–2)]]; то и Сам Господь клянется ему, как говорит Писание: //клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется его// (там же [[old:ps:131:11|ст. 11]]). Ст. 8-9 **И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем** Так как Я простер крылья Мои, и покрыл позор твой, и поклялся тебе и вступил в договор с тобою; то ты стала принадлежать Мне, так что ты, бывшая чужою, когда имела вид нечистой, начала быть Моею, когда Я подтвердил клятвою договор Мой с тобою, или, по обычаю пророков, ты стала Моею, говорит в том смысле, что вступила со Мною в супружеский союз, и Я омыл тебя, говорит, водою спасительного крещения. //Ибо аще кто не родится водою и Духом Святым, не может внити во царствие Божие// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. И в другом месте мы читаем: //Той вы крестить духом Святым и огнем// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. Об этом крещении и Исаия говорит в следующих словах: //отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения// [[old:is:04:04|(Ис. 4:4)]]. Омыв же и очистив от крови подобно тому, как кровоточивую (αἱμοῤῥοῦσαν), которая двенадцать лет страдала кровотечением, Он исцелил чрез прикосновение к краю одежды [[new:mk:05:start|(Мк. гл. 5)]], Он не удовольствовался тем, что омыл водою и очистил от крови, но помазал также маслом, подобно тому как самарянин, означающий стража, сначала размягчил раны полуживого чрез возлияние масла, а потом укрепил чрез терпкое вино [[new:lk:10:start|(Лк. гл. 10)]]. Господь же наш помазан другим елеем, который не боль от ран облегчает, но дает радость, как говорит к Нему Дух Святой: //сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих// [[old:ps:041:08|(Пс. 41:8)]]. Имеют и противные силы поддельное смягчающее масло, обещая чрез еретиков сладкое, которое обращается в горечь и об удалении которого молит пророк говоря: //елей же грешного да не намастит главы моея// [[old:ps:140:05|(Пс. 140:5)]]. Если же Он называется Помазанным чрез помазание, то есть Христом, то смотри, какого преуспеяния достиг Иерусалим, так что и он, помазанный духовным елеем, получил имя Христа, соответственно чему и об Аврааме к Псалмах читаем: //не прикасайтеся помазанным (christos) Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте// [[old:ps:104:15|(Пс. 104:15)]]. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею** //“И проходил Я мимо тебя”// - вторично. Как видно из дальнейшего, начинается изображение второго периода в отношениях Бога к Израилю, когда между ними заключен синайский завет. - //“Время любви”//, т. е. возмужалости, достаточной для вступления в брак; по отношению к Израилю - достаточного для заключения завета народного развития. Слав.: //“время витающих”// - сообщения с мужчинами (блаж. Иероним). - //“И простер Я воскрилия риз моих на тебя”// - брачный обряд; [[old:ruf:03:09|Руфь III:9]]. - //“Поклялся”//. При обручении давали клятву. - //“Вступил в союз”//, слав. //“завет”,// т. е. синайский. **//Толковая Библия.//** [<10>]