[<10>] ====== Толкования на Иез. 16:53 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 53-54 **Но Я возвращу плен их, плен Содомы и дочерей ее, плен Самарии и дочерей ее, и между ними плен плененных твоих, дабы ты несла посрамление твое и стыдилась всего того, что делала, служа для них утешением** **LХХ:** //И обращу обращения их обращением Содомы и дочерей ее, обращу обращение Самарии и дочерей ее и обращу обращение твое среди их, чтобы ты несла мучение твое и имела посрамление от всего того, что ты делала, чтобы прогневлят Меня.// Велико преуспеяние Иерусалима, что после стыда и посрамления, которые, нанесенные ему по определению Божию, он охотно принял и понес, обещается ему возвращение в прежнее состояние. Но, так как, сравнительно с злодеяниями его, стали правыми Содома и Самария, из которых одна находится справа, другая слева, то сперва восстановляется //обращение// или //плен// Содомы, как перевел Акила, затем //плен// Самарии, как перевели тот же Акила и Симмах, и наконец будет восстановлен Иерусалим, который в большей степени был обременен беззаконием и доказал, что грешные сестры правы сравнительно с ним. Ибо кто может сомневаться в том, что из трех грешников или, вернее, нечестивцев, – язычника, еретика, члена Церкви, – гораздо больших наказаний достоин тот, кто обладал большею степенью достоинства? Ибо //силнии//, как мы сказали, //силне истязани будут// [[old:prs:06:07|(Прем. Сол. 6:7)]]. А кто был самым меньшим, тот заслуживает помилования. //Той же раб, ведевый волю господина своего, ни сотворив по воли его, биен будет много// [[new:lk:12:47|(Лк. 12:47)]]. Поэтому и Петр говорит: //время начати суд от дому Божия// [[new:1pet:04:17|(1 Петр. 4:17)]]. И у этого пророка повелевается имеющим секиры: //от освященных Моих начните// [[old:iez:09:06|(Иез. 9:6)]]. Сестры ранее обратятся и возвратятся в прежнее состояние, а Иерусалим после них будет нести посрамление свое и будет стыдиться и краснеть из-за всего того, в чем он согрешил, и во всем будет утешать сестер своих, перенося более тяжелые (бедствия). Или, может быть, будет стыдиться и краснеть он вследствие того, что вызывал Бога на гнев. Отсюда ясно, что Богу не свойствен гнев, но нашими пороками преблагой и премилостивый Бог вызывается на гнев, как говорит апостол: //или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении не радиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4–5)]], которого Он по природе не имеет. Поэтому и в другом месте написано: //послал еси гневе Твой, который пояде я, яко стеблие// [[old:ish:15:07|(Исх. 15:7)]]. Ибо что связано и соединено в одном теле, это не может посылаться [или пускаться], а то, что находится вне тела, например копье, дротик, стрела, меч. Читаем мы и в Евангелии [[new:mf:10:start|(Матф. гл. 10)]], что отраднее будет земле Содомской в день суда, нежели той, которая не приняла апостолов. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **Но Я возвращу плен их, плен Содомы и дочерей ее, плен Самарии и дочерей ее, и между ними плен плененных твоих** //“Возвращу плен”// - по отношению к Содому может означать только его восстановление. т.о., это место заключает одно из отраднейших предсказаний о временах царства славы, имеющего наступить не ранее воскресения мертвых. Тогда только и может быть восстановлен погребенный под землею Содом, хотя, конечно, не в прежнем своем виде, а в другом, неизвестном. Тогда только, как ясно показывает это место в гл. XXXVII-XLVIII, пророк ждет и окончательного возвращения из плена Иуды и Израиля. Ср. пророчество Исаии о восстановлении Египта ([[old:is:29:11|XXIX:11]] и д.). Другие понимания этого места ослабляют всю силу его и отрадность. Но одним здесь предсказывается вступление в церковь язычников, которые представлены под образом Содома, тогда как Самария является образом еретиков (Ориген, блаж. Иероним и др.). По другим под Содомом здесь разумеются моавитяне и аммовитяне, которым обещает восстановление Иеремия в [[old:ier:48:47|XLVIII:47]] и [[old:ier:49:30|XLIX:30]]. Новейшие толкователи рационалисты полагают, что мнение о восстановлении Содома вырвано у Иезекииля на мгновение полемическими интересами и осталось без влияния на последующие его взгляды на будущие времена (в [[old:iez:47:start|XLVII]] и [[old:iez:48:start|XLVIII]] гл.), что оно только чисто логическое следствие идеи восстановления Иерусалима, что в восстановлении Содома для Иезекииля явилась необходимость постольку, поскольку его место лежало в черте обетованной земли будущего. **//Толковая Библия.//** [<10>]